Почему учат в школе?

Информационный железный занавес, который долгое время разделял торговую сеть Metro и представителей петербургского малого бизнеса, последние пытались пробить не единожды. Почему вдруг Cash & Carry решил изменить свою политику и отворить дверь предпринимателям, которых раньше предпочитал не замечать?

Сегодня менеджмент зарубежной компании заявляет о готовности обучить всех желающих владельцев петербургских мини-маркетов основам модернизации торговой площади своих магазинов (по условиям, для участия в программе «Школа торговли» необходимо иметь магазин площадью от 40 до 100 кв.м. с дневной выручкой 20-100 тысяч рублей). В «школе» бизнесменам рассказывают о том, как максимально использовать торговый зал, как привлекательно выкладывать товар и правильно проводить рекламные акции. Взамен Metro получает клиентов для увеличения собственных оборотов, но при этом предприниматели пока не несут никаких обязательств перед сетью.

Согласно официальной позиции компании, «Школа торговли» нацелена помочь развитию сотрудничества между сетью и торговыми предприятиями малого бизнеса. По словам генерального директора компании Йеруна де Гротт, «программа модернизации магазинов розничной торговли должна повысить конкурентоспособность малых предприятий в нынешних условиях российского рынка». Господин де Грот уверен, что ему как иностранному предпринимателю особенно заметно, в каких нелегких условиях сейчас пребывают наши предприятия малого бизнеса, поэтому их расходы при вхождении в новую сеть необходимо всячески минимизировать.

Впрочем, причина внимания к «малышам» кроется не только в сочувствии к нелегким условиям существования. Ведь у сети Metro разработаны далеко идущие планы: так, после 2012 года компания продолжит работу с малым бизнесом Петербурга, однако все модернизированные магазины будут открываться уже под единым брендом по схеме франчайзинга, условия которого сегодня разрабатываются в сети. Предприниматели, чьи магазины уже прошли модернизацию, сами будут решать, вступать им под общий бренд или остаться под собственной вывеской.

С одной стороны, внимание по отношению к малому бизнесу выглядит как благотворительность. По крайней мере, делать выводы о вирусном захвате рынка со стороны Metro эксперты не спешат по нескольким причинам. Прежде всего, модернизация магазина предполагает его переход на формат самообслуживания. При этом частичная или полная перепланировка помещения производится за счет предпринимателя, который должен вложить в это от 200 тысяч до 1 млн рублей. По словам представителей Metro, вложенные средства очень быстро вернутся владельцу: в среднем, после модернизации оборот небольшого магазина увеличивается до 50%. Кроме того, работа под маркой единой торговой сети привлекает дополнительных покупателей, что, несомненно, выглядит заманчивой перспективой для многих предпринимателей, которые отчаялись получить поддержку со стороны городских властей.

Путь к «европейской цивилизации» стоит недешево. Готовы ли предприниматели закрыть торговые точки на переоборудование перед началом предновогоднего сезона, а уж тем более вложить немалые деньги? Кроме того – как быть с персоналом малых точек? По карману ли «малышам» финансировать реконструкцию помещения и одновременно оплачивать вынужденный простой?

Несмотря на заявление Metro создать новую торговую сеть (в СМИ это намерение противопоставляют провалившейся идее по развитию сети магазинов пешеходной доступности) акции Cash & Carry не слишком известны в среде, представляющей интересы малых предприятий. Например, члены Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга в телефонном разговоре сообщили корреспонденту «Новостей малого бизнеса», что впервые слышат о таком проекте как «Школа торговли». А у председателя Общественного совета Елены Церетели даже не нашлось знакомых, которые бы принимали участие в данном проекте, поэтому прокомментировать что-либо по этому поводу она не смогла.

Что же скрывается за неожиданным вниманием иностранцев к судьбе малых торговых точек в Петербурге? Отмена «информационного моратория»? Желание подставить руку помощи младшим коллегам? Или воспользовавшись недостаточно продуманной политикой властей к сектору малой торговли, Metro решило расширить сферу влияния на российском рынке за счет «малышей»?

Крупный производитель пищевой продукции из Петербурга (на условиях анонимности):
«Если в других торговых сетях существуют контактные телефоны, адреса электронной почты и целые службы по работе с поставщиками, которые заинтересованы в пополнении ассортимента и увеличении объема продаж, то в Cash & Carry существует сам по себе. На все наши обращения телефонный диспетчер давал стандартный ответ: «оставьте конверт с предложениями в почтовом ящике – если они заинтересуют, вам позвонят...» И не понятно, увидел ли исполнитель коммерческое предложение, или нераспечатанный конверт сразу был отправлен в мусор? После полугода общения с «телефонной куклой» от возможного партнерства с Cash & Carry пришлось отказаться».

Александр Доронин, председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга»
«В бизнесе разговоров в пользу бедных не бывает. В долгосрочной перспективе Metro Cash & Carry увеличит свои обороты, получит лояльных партнеров и сеть, работающую под этим именем по франшизе. Малому предпринимателю подобное сотрудничество также может быть интересно. Сегодня ему все сложнее работать напрямую с производителем, а если речь идет о небольшом магазине, то и неудобно и бессмысленно. Основным вопросом взаимодействия остаются условия: схема закупок, возможность работы с другими поставщиками, работа по франшизе, возможность сохранения своего названия. Жесткие правила игры со стороны ретейлера приведут к тому, что малый бизнес попадет от него в зависимость».

Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:
«Сеть Metro – специализированная структура, где должны мелким оптом приобретать товар малые предприниматели для своих торговых киосков. И обычных граждан там, вообще-то, не ждут – отсюда и пропуска на входе, которые подтверждают, что появился представитель торговой организации. Приходя в Россию, иностранный бизнес, увы, сразу забывает о европейских приличиях, и старается получить сверхприбыль любой ценой. Совсем не исключено, что разрекламированная программа сотрудничества Metro с малым торговым бизнесом – не более чем пиар-акция».

Алла СЕРОВА, «Новости малого бизнеса», фото с официального сайта Metro Cash & Carry

НМБ! От «школьной» программы Metro Cash & Carry отдает неприкрытым лицемерием. Чтобы опровергнуть это мнение, предлагаем ретейлеру рассмотреть прозрачную схему взаимоотношений с потенциальными партнерами – инвестор предоставляет предпринимателям в пользование необходимый комплект торгового оборудования и гарантирует специальную отсрочку за поставку продукции.