Перевозчиков поставили перед выбором пола

Смольный проводит конкурс на право выполнения пассажирских перевозок наземным транспортом по маршрутам регулярных перевозок на 2012—2016 годы. 89 коммерческих и социальных маршрутов будут разыграны по более жестким условиям, чем в предыдущих конкурсах. Игроки рынка перевозок видят в требовании низкопольности автобусов средней вместимости «заточенность» конкурсных условий под конкретных перевозчика и производителя.
Тендер объявлен на 89 существующих маршрутов, разбитых на 18 лотов (31 социальный и 58 коммерческих маршрутов). Это те маршруты, которые в прошлом году выиграли малоизвестные компании, не сумевшие поставить автобусы для работы на линиях вовремя. Городские власти, убедившись, что с нового года часть маршрутов останется без обслуживания, внесли в городской закон о транспортном обслуживании населения изменения, которые позволяют выбирать перевозчика без проведения конкурсной процедуры на срок до года. Отпущенное поправкой время прошло, поэтому с 1 января 2012 года на 25 социальных и 49 коммерческих маршрутах, а с 1 июля следующего года — на шести социальных и девяти коммерческих, будут работать новые перевозчики, выбранные уже в рамках нынешнего конкурса.
Станислав Попов, председатель комитета по транспорту, поясняет: «Проанализировав результаты прошлого конкурса, когда компании сулили нам золотые горы, но не выполняли своих обещаний, теперь мы будем оценивать реально имеющиеся у перевозчиков возможности». Система преференций, прописанная в конкурсной документации, выглядит следующим образом: больше баллов получает тот претендент, который имеет собственную, а не арендованную производственную базу, собственный лицензированный медкабинет для предрейсового осмотра водителей, а не договор со сторонней организацией. Автобусы, соответствующие экологическому стандарту «Евро-5», принесут своему владельцу больше баллов, нежели техника стандарта «Евро-4» и «Евро-3» соответственно. Конкурсант, имеющий технику в наличии, получит больше баллов, чем его конкурент, предоставивший в комитет договор на поставку техники, которую еще нужно будет ждать (при этом срок поставки автобусов должен быть не позднее 20 декабря 2011 года. — «Ъ»).
Как и по требованиям прошлого конкурса, срок эксплуатации автобусов большой вместимости (от 90 до 139 мест) на момент выполнения перевозок не должен превышать семи лет, а техники средней вместимости (от 23 до 89 мест) — пяти лет. Но, в отличие от предыдущих тендеров, в этом конкурсе впервые будет оцениваться подвижной состав не только большой, но и средней вместимости. Предпочтения комитета будут отданы более вместительным и низкопольным автобусам средней вместимости.
Дополнительно по 20 баллов получат перевозчики, которые выручили город в прошлом году, когда выяснилось, что выигравшие конкурс компании не смогут исполнить своих обязательств. Это ООО «Питеравто», ОАО «Третий парк», ООО «Петербургская транспортная компания» и ООО «Барс».
Как заметил Андрей Лызин, заместитель председателя комитета по транспорту, лоты, выставленные на конкурс, значительно отличаются друг от друга по компоновке (от одного социального и одного коммерческого до трех социальных и восьми коммерческих). По мнению господина Лызина, подобное положение дел делает участие в конкурсе интересным как для крупных перевозчиков, так и для малого бизнеса.
По условиям конкурса, субсидирование перевозок будет осуществляться на тех же условиях, что и раньше. Объем выплат из бюджета определяется по формуле «расходы перевозчика минус доходы». Доходная ставка каждого маршрута может меняться в зависимости от изменений пассажиропотока, поэтому общая сумма субсидий является не окончательной. Уточнить, какой объем выплат на субсидии перевозчикам запланирован в бюджете 2012 года, в пятницу не удалось. Но снижение объема субсидий, которое определяет в своей заявке перевозчик, не может превышать 10%. Согласно данным комитета по транспорту, большее снижение носит демпинговый характер.
Подведение итогов конкурса состоится до 28 ноября. По их результатам, договоры с победителями будут заключены на пять лет.
Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров, в целом положительно оценивает систему преференций, предлагаемую комитетом по транспорту. Однако, по словам господина Киселева, предпочтение низкому полу у автобусов средней вместимости является демонстрацией того, что конкурс «заточен» под одного производителя и одного перевозчика. «Низкопольные автобусы средней вместимости есть сейчас только у ЗАО „Такси-2“. И единственный поставщик, способный в ближайшее время поставить необходимую технику, и то не в полном объеме, — это МАЗ», — говорит господин Киселев. По его оценке, стоимость низкопольного автобуса средней вместимости марки МАЗ составляет ориентировочно 3 млн рублей, аналогичная продукция конкурентов дороже минимум на 15-20%.
Как рассказывает один из перевозчиков, «Такси-2» (обслуживает 15 социальных и 19 коммерческих маршрутов) не смогло поставить заявленную на прошлом конкурсе технику в полном объеме, поэтому часть маршрутов перевозчика обслуживают нелегалы, а от части маршрутов «Такси-2» отказалось без взысканий со стороны комитета по транспорту. «Причем на этих маршрутах машины ездят. Таким образом перевозчик и зарабатывает на линиях, и избавлен от неисполнения договорных обязательств перед городом», — говорит собеседник «Ъ». По его мнению, «Такси-2» имеет хорошее лобби в Смольном и «относится к касте неприкасаемых».
Как говорит Василий Киселев, насчет требований к низкопольности автобусов средней вместимости, «нельзя требовать от бизнеса невозможного». «Сумма, необходимая для покрытия расходов перевозчика, составляет 75 рублей за километр. А городом рассчитано три года назад, что доход на каждом маршруте составляет 41 рубль за километр. При этом в реальности есть маршруты с таким низким пассажиропотоком, что доходность на них не превышает 2,5 рубля за километр. И эту разницу от города перевозчики не получают с июня. Так что получается, что автобусы ездят за счет коммерсантов, а не городской администрации. При этом последняя постоянно повышает свои требования к технике перевозчиков. А развиваться в таком темпе общественный транспорт не может», — говорит Василий Киселев.
Влада Гасникова, «Коммерсант-С. -Петербург», 03.10.2011.