IT-проект можно сделать «на коленке»

По его мнению, любые меры поддержки, снижающие порог вхождения в бизнес, хороши: и умные инвесторы, и «легкие» государственные деньги, и снижение бюрократии, и, конечно, инкубаторы.
ОПОРА-КРЕДИТ: Игорь, на каких принципах был основан бизнес-инкубатор? Как разрабатывалась методология работы с проектами?
Игорь Рождественский: Основной наш принцип довольно прост – это предоставление лучшего сервиса для инновационных проектов в регионе. Мы постоянно совершенствуем методики работы с проектами. От интуитивного коучинга, в котором мы не только учили проекты развивать бизнес, но и сами учились у них, переходим к более «промышленному» подходу – естественно, без снижения качества.
В этом году активно развивалась работа с университетами-партнерами в рамках программы «Ингрия-университетам» (I2U). Как нам кажется, мы нашли очень удачный формат, который интересен и нам, и университетам-партнерам. К нам приходили на практику студенты, и в рамках учебной работы консультировали проекты наших резидентов по своим областям компетенций.
Функции бизнес-инкубатора – в оказании услуг проектам, в помощи развитию их бизнеса. Описывать эти функции можно долго — это тренинги, консультации, мероприятия, доступ к информационным ресурсам и партнерской сети. Очень важным аспектом является синергия персональных сетей сотрудников Ингрии, которая позволяет для каждого проекта найти интересный контакт или вектор развития.
ОПОРА-КРЕДИТ: Часто ли к вам приходят новые проекты? Многим ли приходится отказывать, и почему?
Игорь Рождественский: Поток проектов достаточно велик. Весной их приходило не менее десяти в месяц, сейчас некоторое затишье – лето. Осенью будет новый «всплеск», связанный, например, с конкурсом Web Ready, который также родился в «Ингрии» два года назад и сегодня стал крупнейшим конкурсом интернет- и IТ-проектов в России. Вообще, мы участвуем во всех основных конкурсах инновационных проектов, и конкурсный период всегда сопровождается «всплеском» заявок.
IT-проектов среди наших резидентов около 80%. Это связано с тем, что, во-первых, Технопарк «Ингрия» позиционируется в основном как парк высоких технологий. Во-вторых, у IT-проектов существенно более короткие циклы развития и более низкий порог «вхождения» в бизнес. Поэтому их вообще больше. Кроме того, IT-проект можно сделать «на коленке», а за «железным» проектом обычно стоит серьезная инфраструктура – НИИ, КБ, университеты — со своими особенностями и своей инерцией. Да и вообще IT-стартаперы в основном – молодые и активные ребята, а не инженеры и профессоры со стажем и не всегда «стартаперским» менталитетом.
Однако хочу заметить, что ситуация меняется, и приходят молодежные команды с «железными» проектами, например, проект «Экзоман» силового экзоскелета, развиваемый межвузовской командой студентов. Интерес к несофтверным проектам растет, и, мне кажется, и в сообществе инвесторов скоро произойдет разворот интереса в сторону таких проектов.
Естественно, каким-то проектам приходится отказывать. Некоторым – по формальным причинам, мы можем «обслуживать» только малый бизнес Санкт-Петербурга. Не берем и проекты, занимающиеся оптовой и розничной продажей безо всякой инновационности. Не работаем с подакцизными видами деятельности. Мы стараемся сделать наш отказ прозрачным и понятным, поскольку входная экспертиза проектов в достаточной мере формализована.
ОПОРА-КРЕДИТ: По какому принципу осуществляется сотрудничество с инвесторами и инвестфондами?
Игорь Рождественский: Сотрудничество с фондами для нас – одна из ключевых задач, поскольку привлеченные в проекты инвестиции являются одним из показателей успеха нашей деятельности. Форм сотрудничества много. Это и оформленные соглашениями партнерства (например, с посевным фондом РВК), и организуемые нами на регулярной основе встречи с фондами и частными инвесторами, и использование неформальных связей типа «я знаю парня, который работает в фонде, покажу-ка я ему этот проект…».
ОПОРА-КРЕДИТ: Как Вы оцениваете уровень развития стартап-среды в России? В какой мере, по-вашему, в этом процессе должно быть задействовано государство?
Игорь Рождественский: Уровень среды невозможно оценить «в среднем по больнице». Если говорить об IT – вполне приличный уровень, о чем свидетельствует целый ряд стартапов, добившихся успехов в недавнее время. В других отраслях – существенно хуже. Это объясняется тем, что IT-индустрия принципиально глобальна, для нее не существует российских или калифорнийских стартапов. В других же областях – и невостребованность инноваций российской промышленностью, и, мягко скажем, странное отношение к продаже технологий или компаний зарубежным стратегическим партнерам или инвесторам, и неодобрение вывода производства за рубеж, где существенно ниже издержки. Что касается государства, то тут ощущение двойственное. С одной стороны, множество полезных и интересных программ, которые действительно помогают стартапам. С другой – иногда необоснованные контроль и множество барьеров.
ОПОРА-КРЕДИТ: Каковы планы бизнес-инкубатора на ближайший год?
Игорь Рождественский: Большие мероприятия – это участие в IV Петербургском международном инновационном форуме, который состоится с 28 по 30 сентября, а также финал Web Ready, запланированный на декабрь. На форуме «Ингрия» будет участвовать в экспозиции и представлять разработки резидентов, а также организовывать конгрессные и другие дискуссионные мероприятия. Что касается Web Ready, то мы ожидаем, как в прошлые годы, порядка 500 проектов со всей страны и из-за рубежа.

Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина, ОПОРА-КРЕДИТ, 05.09.2011

Публикуется в сокращении.

Справка «Новостей малого бизнеса»:
В Петербурге сегодня действует два городских бизнес-инкубатора, которые финансируются за счет бюджета — «Кристалл» и «Ингрия». Кроме того, развиваются частные инкубаторы при различных вузах и промышленных площадках. Бизнес-инкубатор «Ингрия» работает с декабря 2008 года и является структурным подразделением ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга», создание которого еще не доведено до конца. По плану, общая площадь объектов технопарка составит 320 тыс. кв.м., общая площадь застройки – 450 тыс. кв.м. Объём государственного финансирования – 10 млрд. рублей, частных инвестиций – 20 млрд. руб. Окончание строительства запланировано на 2015 год.