Владельцам малых и средних предприятий пришлось вернуться к личному управлению бизнесом

Кто в нашей стране открывает собственный бизнес и почему? Насколько собственное предпринимательство успешно и в каких областях? Куда собственники бизнеса вкладывают деньги и на что тратят? Что произошло с их доходами в кризис? Ответы на эти вопросы получили Российский микрофинансовый центр (РМЦ) и Ситибанк в совместном исследовании «Портрет российского владельца малого и среднего бизнеса».
Опрос проводился не только среди собственников бизнеса, но и среди независимых экспертов, а также представителей власти, имеющих непосредственное отношение к малому бизнесу. Поэтому представлено не только текущее состояние дел в этом секторе, но и оценены перспективы собственного предпринимательства в нашей стране.
Итак, малый бизнес — это более 1,6 млн. предприятий, около 11 млн. занятых, примерно 17 трлн. рублей оборота и около 350 млрд. руб. инвестиций в развитие и модернизацию. При этом наш малый бизнес является больше «рыночным посредником», чем «создателем добавленной стоимости». 42% предприятий работает в торговле, 18% зарабатывают на операциях с недвижимостью, еще 12% работают в строительстве и только 10% занимаются производством.
Кто они, собственники бизнеса? Мужчина после 40, женат, с высшим образованием в сфере экономики и финансов, желающий добиться финансовой независимости и творчески реализоваться. А если конкретнее — 75% владельцев собственного бизнеса — мужчины в возрасте от 33 до 46 лет. Более 80% бизнесменов имеют высшее образование.
В собственный бизнес они идут, чтобы добиться финансовой независимости (это главная мотивация), много зарабатывать, быть хозяином и никому не подчиняться.
В 2009 году их личный доход на 70% формировался за счет собственного бизнеса, 17% приносил не основной бизнес и 6% — дивиденды и инвестиции. В 2010 году доходы уже складывались в основном только за счет собственного бизнеса. Резко сократились поступления от инвестиций, дивидендов и другой деятельности — в кризис собственникам пришлось свернуть многие операции и сосредоточиться на основном бизнесе, всячески поддерживая его, в том числе и за счет собственных денег.
Расходы пришлось также урезать. В 2009 году собственники бизнеса тратили деньги так: 20% уходило на питание, 15% — на инвестиции в собственный бизнес, еще 14% — на его текущее поддержание, 11% — на лечение и отдых, 10% — на покупки, 10% — на недвижимость, 6% — на обучение и 13% — на прочие радости. По объему потраченных средств на первом месте отели и путешествия, далее — еда и рестораны, потом — одежда, на четвертом месте — ювелирные изделия и часы, на пятом — универмаги. В тройке самых дорогих категорий расходов — образование детей (средняя сумма платежа 92 тыс. руб.), ювелирные изделия и часы, аренда отелей и вилл в России и за рубежом (средний платеж 70 тыс. руб.). В 2010 году владельцы увеличили расходы на поддержание бизнеса, практически свернули инвестиции в развитие компании и сократили личные расходы, в первую очередь на недвижимость. Доходы в основном направлялись на поддержку компании. Владельцы оптимизировали не только личные расходы, но и снижали издержки на бизнес: сокращали персонал, пересматривали условия аренды, меньше использовали заемное финансирование. При нехватке средств предпочитали брать персональный кредит, занимать у друзей и знакомых (или уступать им долю в бизнесе), но не продавать имущество.
Многие собственники распустили команду управленцев и сами встали у руля. Сейчас две трети владельцев управляют своим бизнесом самостоятельно. При этом работают они, как правило, только в своем регионе: около 70% ориентируются на местный рынок, 44% — на общероссийский, с соседними регионами работает только 26% компаний, сбывают продукцию в страны СНГ 11%, в Европу — 16% предприятий. С этого года многие собственники постараются выйти на общероссийский масштаб, а покорять СНГ и Европу особого желания нет. Если в прошлом году предприниматели очень осторожно говорили о расширении бизнеса, то сейчас об этом заявляют 85% собственников. Эксперты также считают, что оптимизма на рынке прибавилось и в этом году возрастет число бизнесменов, пробующих себя на других рынках. Но вместе с тем высока вероятность увеличения доли тех, кто покинет ряды предпринимателей, поскольку доля успешных бизнесов существенно сократилась. Тенденция очень опасна, сейчас половина собственников заявляет, что бизнес стал менее доходным и прибыльным. Больше оптимизма только в сфере услуг и торговле. Особенно сократилась доля успешных предприятий в секторе операций с недвижимостью и в строительстве. Несмотря на рост потребления и увеличение выручки предприятий и доходов собственников, спрос на продукцию вырос незначительно и не покрывает расходы (на бензин, коммунальные услуги и т.д.), которые растут быстрее, чем доходы. В результате повсеместно снижается рентабельность бизнеса.
И в этот момент государство принимает решение об увеличении налоговой нагрузки на бизнес. Из-за грядущих изменений появился риск роста теневой зарплаты и снижения инвестиций, который может привести к общему ухудшению ситуации в малом бизнесе. «Среди негативных тенденций на первом месте повышение уровня обязательных страховых взносов, — уверен президент РМЦ Михаил Мамута. — Малый бизнес крайне чувствителен к изменению условий налогообложения. При этом он тяжело администрируется с точки зрения налоговых сборов, и мы прекрасно понимаем, как дальше будут развиваться события. Сейчас начнется перевод зарплат в „тень“. Это повлечет за собой ужесточение репрессий со стороны налоговых органов. Они вызовут рост недовольства со стороны предпринимателей, которые через их общественные организации будут транслироваться наверх, и к концу первого квартала мы можем прийти к пониманию того, что эта модель взимания страховых взносов не работает. Я очень надеюсь, что решение будет пересмотрено. В реальности малый бизнес дает крайне незначительный объем поступлений в эти фонды, но он дает хоть что-то, сейчас он не будет давать даже этого. Еще одно негативное последствие — снижение инвестиций, поскольку никто не будет вкладываться в предприятия, которые находятся под риском закрытия из-за налоговых недоимок».

Ольга Заславская
«Российская Бизнес-газета»,
№786 (4) от 01.02.2011