Автолавки размножаются

C момента приказа губернатора упростить в городе торговлю с колес, прозвучавшего в Смольном в августе 2009 г., на улицах города появилось почти 230 таких мобильных торговых точек, сообщили в КЭРППиТ. «Ставить автолавки нужно везде, где это не запрещено», — заявила тогда Валентина Матвиенко.
Торговать с колес хлебом, молоком и мясной и рыбной продукцией на начало декабря 2010 г. решились 22 компании. Развивать такое направление торговли начали, например, корпорация «Балтийский хлеб», ООО «Быстроежка», ООО «Севзапмолоко», ОАО «Хлебный завод «Арнаут» и др. В основном у каждого игрока этого рынка по 20 фургонов, припаркованы они вблизи станций метро в спальных районах города.
Участники рынка оценивают такой формат торговли как перспективный и намерены наращивать автопарк. Например, ООО «ПК «Петербурженка» (производство колбас) уже продает продукцию в 22 автолавках. «Планируем развивать это направление. Закупим еще восемь автомобилей», — рассказал Александр Вихорев, генеральный директор компании, отметив, что у «Петербурженки» работает лишь один стационарный магазин.
Для бизнеса преимуществ такого формата торговли по сравнению со стационарными точками несколько. Во–первых, автолавка обходится дешевле строительства магазина: стоимость торгового фургона не превышает 1 млн рублей. При этом поставить его можно вблизи метро, обеспечив этим хороший товарооборот. Еще один плюс видят в том, что если место оказалось не очень удачным, то автолавку легко переместить, избежав потери инвестиций в оборудование точки.
Во–вторых, не требуется дополнительный автопарк для развозки продукции по магазинам: каждая автолавка утром забирает свежий хлеб, молоко, мясную или рыбную продукцию с производства.
Также торговля в автолавках дает возможность уйти от растущих арендных ставок на помещения. По мнению генерального директора ООО «Буше» (производитель хлеба и выпечки) Олега Лега, бизнесу в разы выгоднее арендовать только земельные участки, поэтому компания будет активнее заниматься «альтернативными вариантами». Участки предоставляются на срок до года. Для этого нужно обратиться в КЭРППиТ, объехать вместе со специалистами желаемые адреса. Согласование длится не более одного месяца.
Но у торговли с колес есть и минусы. Как рассказал Александр Вихорев, бок о бок с участками, уже согласованным для размещения автолавки, тут же появляются конкуренты. «Мы выяснили, что никаких разрешений в КЭРППиТ они не получили», — негодует глава ООО «ПК «Петербурженка». Но, по его оценке, в городе несанкционированных объектов почти столько же, сколько и официально разрешенных.
Инна Шубина, «Деловой Петербург», 23.12.10.