Ставки сделаны

Европейские компании и частные лица больше не смогут покупать и продаватать финансовые документы российских государственных банков – Сбербанка, Россельхозбанка, ВТБ, Газпромбанка, Внешэкономбанка. Такого рода санкции стали одной из главных причин повышения ставки Центробанка – уверены многие аналитики. В свою очередь, повышение ставки влечет за собой подорожание кредитов – на 1,5-2 процентных пункта. Чем выше ставки по кредитам, тем выше риск просроченных задолженностей. Он вовсе не так велик, как в 2009 году. Зато достаточность капитала банков за последние годы заметно снизилась – с 16,8% до 12,9%. Уверенности в завтрашнем дне это обстоятельство не внушает.

В числе первых в возможном повышении ставок по кредитам признался Сбербанк. Уральский банк реконструкции и развития также сообщил, что ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса (МСБ) могут вырасти на 0,5 процентных пункта, и что произойдет это в третьем квартале нынешнего года.
За двумя банками последовали и другие. Впрочем, эксперты отмечают, что ставки по рублевым кредитам за этот год и так выросли – еще до официальных анонсов. Например, в «Сбербанке» с начала марта ставки по кредитам для «малышей» уже поднялись на 2,8-4,2 процентных пункта.

В квартальном отчете «Уралсиба» говорится, что доверие малых предприятий к частным банкам падает, а это влечет за собой отток денег в государственные банки. Дорогое фондирование приводит к снижению маржи и делает банк еще более зависимым от ЦБ и Минфина, чем прежде.

Глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев уже заявил, что все эти обстоятельства приведут к сужению рынка кредитования малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, скажется на обеспечении социальной стабильности.

Не все эксперты настроены так пессимистично, но большинство отмечают, что последствия банковских санкций затруднят кредитование «малышей».

Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко уверен, что в ближайшее время стоит ждать пересмотра инвестиционных проектов по нормам прибыли – какие-то проекты, еще недавно казавшиеся инвесторам привлекательными, не получат поддержки. Какие-то, в частности, рассчитанные на долгосрочную перспективу, могут выиграть от новых реалий. «Уровень требований к заемщику подвержен повышению в потребсекторе, где у нас очень большой портфель, очень высокая доля просрочки, – считает эксперт. – В МСБ у нас не такая проблема, а лучше всего ситуация в ипотеке – ипотечный рынок не только не проседал, но в этом году, видимо, быстрее вырастет, чем в 2013-м. Однако там свои факторы и драйверы роста. По МСБ, наверно, будет ужесточение требований к заемщикам, но не такое большое. Скорее, оно будет чувствоваться из-за повышения ставок – заемщик будет видеть более высокие ставки и ощущать, что раньше его бизнес оценивали более позитивно, предлагали более низкие ставки».

Сороко оценивает перспективы сдержанно – надежда на понижение процентной ставки в следующем году есть, но не стоит игнорировать тот факт, что пока оптимистичные прогнозы относительно снижения ключевой ставки не оправдываются – напротив, налицо очередное, неожиданное для экспертов повышение с 7,5 до 8 процентов. «В целом все равно ожидаем, что регулятор не будет совсем уж затягивать пояс и в какой-то момент обратит внимание на экономику, а не на инфляцию, на темпы роста, и сделает хотя бы один-два шага в сторону бизнеса», – говорит специалист.

Большинство экспертов сходятся на том, что ждать кредитной катастрофы не стоит. Но брать кредиты, безусловно, станет сложнее. Оправдываясь санкциями, банки пытаются подстраховаться за счет малого бизнеса.

Нина ФРЕЙМАН, «Новости малого бизнеса»