Банк меняет ориентиры

Целый ряд ключевых игроков на банковском рынке объявили о завершении предыдущих стратегий развития, рассчитанных до 2013 года, и о начале следующих. О стратегии крупнейшего частного банка Петербурга и о ситуации на банковском рынке города «Эксперт Северо-Запад» беседует с первым заместителем председателя правления банка «Санкт-Петербург» Владимиром Скатиным.

«Эксперт Северо-Запад»: В начале 2011 года была представлена стратегия развития до 2014-го. Оцените итоги ее реализации: что удалось, что не удалось и почему?

Владимир Скатин: В целом все намеченное удалось выполнить. Прежде всего, мы существенно нарастили объемы розницы и операций с сегментом малого и среднего корпоративного бизнеса (МСБ). Раньше банк был в большей степени ориентирован на крупный и средний корпоративный бизнес. Да, в таких приоритетах есть свои плюсы, но есть и существенный минус – определенная зависимость от каждого конкретного слишком крупного клиента. Мы понимали эти риски и стремились их минимизировать, диверсифицировать портфель. Сейчас создана и успешно введена в действие новая линейка продуктов для физических лиц и МСБ, включающая в себя скоринговые продукты с оперативным принятием решений о выдаче кредитов. Портфель кредитов физлицам вырос за 2011—2013 годы в два с половиной раза, вклады – почти на 70%. Что касается корпоративных клиентов, то на входе в стратегию в 2010—2011 годах у нас было около 1,5 тыс. кредитующихся юрлиц. Сейчас это количество возросло втрое. И одновременно примерно в три раза снизилась средняя сумма кредита. Наша доля на рынке кредитования МСБ в Петербурге (по методологии Центрального банка) за это время почти удвоилась, увеличившись с 4,3 до 7,5%.

«Эксперт Северо-Запад»: Каковы цели, задачи и ориентиры стратегии на 2014—2017 годы?

Владимир Скатин: Основные приоритеты стратегии банка остаются неизменными. Это продолжающаяся диверсификация бизнеса в пользу массовых операций. В части розницы и МСБ все необходимые заделы уже сделаны, выстроены бизнес-процессы, подготовлены технологическая платформа и нормативная база. В ближайшие два-три года эти сегменты как раз выйдут на «проектную мощность» по объемам бизнеса и по прибыли. Мы планируем, что доля кредитов МСБ в нашем портфеле в 2017 году будет составлять около 15%, розничных кредитов – около 20%. Причем в объеме кредитования МСБ существенно (в несколько раз) увеличится доля скоринговых кредитов, срок получения которых для клиента составляет не более двух рабочих дней. Это в том числе позволит нам привлечь новых корпоративных клиентов. Сегодня в Петербурге зарегистрировано около 350 тыс. юридических лиц (не считая индивидуальных предпринимателей), из которых нашими клиентами являются порядка 37 тыс. Мы планируем в течение ближайших четырех-пяти лет увеличить их количество примерно на треть. В основном – за счет клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса. Но для того чтобы успешно конкурировать на этом рынке, нам нужна масштабируемая модель обслуживания.

«Эксперт Северо-Запад»: Что вы под этим понимаете?

Владимир Скатин: Для работы с массовым сегментом физических и юридических лиц необходимы отточенные технологии, позволяющие обслуживать большой поток клиентов с низкой себестоимостью при сохранении высокого качества обслуживания, которым всегда отличался наш банк. В части физических лиц эта работа в основном уже завершена, соответствующая система выстроена. В ближайшее время нам предстоит сделать то же самое и в части обслуживания юридических лиц. Мы должны создать удобную среду для работы с банком и ведения бизнеса для большого количества корпоративных клиентов.
«Эксперт Северо-Запад»: Кого вы считаете основными конкурентами на рынке Петербурга? И за счет чего можно эффективно конкурировать?
Владимир Скатин: Если говорить об основных конкурентах, то я бы выделил в первую очередь, конечно, госбанки, особенно Сбербанк, который развивается и совершенствуется очень динамично. Что касается инструментов конкуренции, то в первую очередь это гибкость и удобство продуктов для клиентов, скорость принятия решений. Повторюсь: мы нацелены на создание удобной, комфортной среды для бизнеса. Например, в будущем году планируем запустить инновационный интернет-банкинг для бизнеса – ожидаем от него такой же отдачи, как это произошло по физлицам, оценившим наш новый интернет-сервис, который стал настоящим прорывом. В двух словах я бы описал наше основное конкурентное преимущество как модель петербургского банка, который работает на местном рынке, понимает его специфику и гибко реагирует на изменение рыночной конъюнктуры.

«Эксперт Северо-Запад»: Имел ли место отток корпоративных заемщиков?

Владимир Скатин: Нет. Конечно, бывают случаи, когда отдельные клиенты меняют обслуживающий банк, ориентируясь, например, на более выгодные условия по процентным ставкам. Такие клиенты всегда есть и будут. Так что какое-то движение клиентов – как от нас, так и к нам – происходит постоянно. Но гораздо большее количество клиентов ориентируются на длительные партнерские отношения с одним-двумя банками. Такие клиенты для нас наиболее интересны – они составляют основу нашей клиентской базы, которая каждый год стабильно растет.

«Эксперт Северо-Запад»: Что скажете о незавершенных проектах со времен первой волны кризиса?

Владимир Скатин: Их осталось совсем не так много. Был проблемный заемщик «КД-Авиа» – стал прекрасный корпоративный клиент аэропорт «Храброво». «Севкабель» мы по-прежнему ведем вместе со Сбербанком – рассчитываем успешно завершить этот проект в предстоящем году. Мы получим санированного хорошего клиента. Ведется планомерная работа и по некоторым другим проектам.

«Эксперт Северо-Запад»: Какие основные риски вы видите сейчас в сфере кредитования?

Владимир Скатин: Риски в целом связаны с общим замедлением рынка, с одной стороны, и стагнацией по некоторым отраслям – с другой. Если в 2009—2013 годах все жили в условиях глобальной неопределенности (чего-то ждали, но ничего, в общем-то, не происходило), то сейчас этот период неопределенности, похоже, заканчивается. Рынок становится все более тесным, конкуренция за клиентов растет. Вместе с тем в конкурентной борьбе чрезвычайно важно правильно оценивать риски по активным операциям, чему мы уделяем очень много внимания. Любые клиенты или клиенты любой ценой нам не нужны.
Так, сейчас мы наблюдаем всплеск обращений со стороны бывших клиентов некоторых банков, но не всех из них и не всегда можем принять на обслуживание.

Справка банк «Санкт-Петербург»
Год основания – 1990-й.
На 1 октября 2013 года:
– активы – 403,4 млрд рублей (плюс 14,8% по сравнению с 1 января 2013-го);
– объем средств клиентов – 262,4 млрд рублей (плюс 15,1% по сравнению с 1 января 2013-го). В том числе 54,1% средств клиентов составили средства корпоративных клиентов, 45,9% – средства физических лиц;
– кредиты клиентам составили 284 млрд рублей (плюс 15,2% по сравнению с 1 января 2013-го). Кредиты корпоративным клиентам выросли с начала года на 11,3% и составили 249,1 млрд рублей, розничный кредитный портфель – на 61% (до 29,4 млрд), в том числе ипотечные кредиты выросли на 58,5%, потребительские – на 78, кредиты на приобретение автомобилей – на 46,3%;
– капитал – 53,9 млрд рублей (плюс 10,3% по сравнению с 1 января 2013 года). Достаточность капитала в соответствии с требованиями Базельского комитета составила 13%, в том числе достаточность капитала первого уровня – 9,8%.
Согласно рейтингу агентства «Интерфакс», на 1 октября 2013 года банк занимает 14-е место по объему активов и 16-е – по объему депозитов населения среди российских банков.

Эксперт Северо-Запад
30.12.2013