Банки решили не мелочиться

Банки всегда активно привлекали коллекторов к взысканию задолженности по кредитам малого и среднего бизнеса по агентской схеме, но в последнее время они действительно предлагаются к продаже, подтверждает гендиректор коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева.
Несколько крупных банков впервые объявили тендеры по продаже проблемных кредитов малого и среднего бизнеса. Пока объем предложения со стороны банков невелик, около 1 млрд руб., но по прогнозам экспертов, он будет расти.
О том, что с конца прошлого года банки стали предлагать коллекторам приобрести портфели просроченной задолженности компаний малого бизнеса, рассказали «Ъ» несколько участников рынка. «Такая тенденция наметилась во второй половине прошлого года,— отмечает директор по развитию бизнеса Столичного коллекторского агентства Артем Плохов.— До этого банки продавали только просроченные кредиты физлиц, однако в октябре 2010 года один из крупных банков объявил тендер по продаже долгов некрупных юрлиц, вслед за ним такие портфели выставили на продажу еще несколько банков». Банки всегда активно привлекали коллекторов к взысканию задолженности по кредитам малого и среднего бизнеса по агентской схеме, но в последнее время они действительно предлагаются к продаже, подтверждает гендиректор коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева.
По оценкам экспертов, на кредиты компаниям малого и среднего бизнеса приходится около 10% всех корпоративных кредитов. «Традиционно к сегменту малого и среднего бизнеса относят компании с годовым объемом продаж от 400 млн руб., однако это среднерыночный показатель, который существенно колеблется от банка к банку»,— отмечает зампред правления Юникредит-банка Эдуард Иссопов. Доля просроченной задолженности в этом сегменте традиционно высокая, 15-20% от портфеля, указывает гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников.
Пока объем долгов малого и среднего бизнеса, выставленных на продажу, невелик. Суммарное предложение, скорее всего, превышает 1 млрд руб., считает господин Плохов. По данным «Секвойя кредит консолидейшн», совокупный объем долгов, выставленных банками на продажу в прошлом году,— около $3 млрд.
По словам участников рынка, тендеры на продажу портфелей просроченных кредитов компаний малого бизнеса проводили МДМ-банк, Росбанк, Райффайзенбанк. «Мы рассматриваем потенциальную возможность дальнейшей продажи части проблемного портфеля кредитов микро- и среднему бизнесу»,— подтверждает предправления Райффайзенбанка Павел Гурин. По его словам, средний срок просрочки по предлагаемым к продаже портфелям — более года. «Это портфель незначительного объема как в масштабах нашего банка, так и в масштабах рынка цессии»,— добавляет он. В МДМ-банке официально сообщили, что «банк реализует комплексную программу мер, которая включает в себя, в частности, продажу проблемных активов и привлечение к работе коллекторских агентств». Источник «Ъ» в банке подтвердил факт проведения тендеров по продаже долгов малого и среднего бизнеса. В Росбанке отказались от комментариев.
Появление предложений о продаже проблемных кредитов со стороны банков в посткризисный период связано с тем, что только сейчас появилась возможность реально оценить перспективы таких заемщиков, отмечают эксперты. «В кризис большая часть компаний малого и среднего бизнеса испытывали проблемы, и было довольно сложно оценить, кто же сможет восстановить платежеспособность. Потому банки в большинстве случаев шли на реструктуризацию,— говорит руководитель блока «Малый, средний и розничный бизнес» Промсвязьбанка Елена Махота.— Сейчас же уже понятно, в отношении каких компаний оказанные меры поддержки не возымели результата, и банки продают их долги». Кроме того, сейчас объем выставляемых на продажу розничных кредитов пошел на убыль, и коллекторы рассматривают и более сложные варианты, добавляет она. «Долги малого и среднего бизнеса сложно продать,— соглашается Эдуард Иссопов,— поэтому в острую фазу кризиса банки продавали в первую очередь долги физлиц».
Со временем интерес банков к продаже таких долгов будет расти, прогнозируют эксперты, однако выручить за такие долги банкам много не удастся. «Коллекторским агентствам интереснее работать с такими долгами по агентской схеме, поскольку в случае с небольшими компаниями сложно оценить вероятность возврата. За время приобретения портфеля и начала работы коллектора с ним компания-должник может быть признана банкротом или ликвидирована, и тогда взыскать с нее уже ничего не удастся»,— поясняет госпожа Докучаева. По ее словам, дисконт по таким портфелям выше, чем по розничным, сейчас они продаются за 1-2% от суммы долга, в то время как кредиты физлиц — за 3-5%.

Ксения Дементьева, Дарья Юрищева, газета «Коммерсантъ» № 32 (4573), 24.02.2011