Триллионы для малого бизнеса

20 января на заседании российского Правительства был согласован и одобрен законопроект о закупках товаров и услуг госкорпорациями, госкомпаниями и субъектами естественных монополий.
Документ был внесен в правительство Министерством экономического развития еще в конце 2009 года. Ранее глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев настаивал на необходимости распространения на госмонополии режима государственных закупок, утвержденного законом о госзакупках 94-ФЗ («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Однако в Белом доме решили пока не распространять его и на госкомпании — в силу некоторых недостатков закона.
Как пояснила «Эксперту Online» Эльвира Набиуллина, в 94-ФЗ участие в госзакупках малого бизнеса закреплено квотированием. И государство, и муниципалитеты обязаны размещать среди малых предприятий от 10% до 20% всего объема заказов. Однако в реальной жизни норма закона далеко не всегда выполняется.
Квоты обходятся при помощи разных юридических лазеек, проследить за их соблюдением очень сложно. Действующая система статистического учета (форма отчетности «1-торги») просто не дает адекватных данных об участии субъектов малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе.
Задача нового закона — обеспечение максимальной прозрачности закупок госкомпаниями. Госкомпаниям и госкорпорациям придется публиковать информацию о тендерах и прямых закупках на едином портале госзакупок. Госкорпорации и монополии должны будут разработать внутреннее положение о закупочной политике.
При этом Набиуллина отметила, что в ряде случаев могут быть исключения, например, когда в контракте содержатся сведения, составляющие государственную тайну. «Кроме того, у нас был спор о коммерческой тайне. В результате мы решили, что часть информации, составляющая коммерческую тайну, может не публиковаться, но только по определенному решению правительства», — сказала министр.
Речь идет, например, о закупках инновационной продукции или новых технологий, раскрытие информации о которых может лишить компанию и страну в целом конкурентных преимуществ, — пояснила министр. К участию малого и среднего бизнеса в закупках подход будет особый, а может даже индивидуальный. «Квотирования не будет, но будут свои особенности», — сообщила Набиуллина, отказавшись пока их конкретизировать.
За нарушение закона будет предусмотрена административная ответственность.
По замыслу МЭР, закон будет принят Госдумой в весеннюю сессию, а вступит в силу с 1 января 2012 года, для муниципальных государственных компаний — с 2014 года. "Но субъекты Российской Федерации могут при желании сократить эти сроки», — добавила министр.

Закон о закупках госкомпаний открывает дорогу к большим деньгам для малого и среднего бизнеса, считают эксперты.
Например, только объемы заказов «Газпрома», РЖД и Сбербанка вместе взятых можно оценить в более чем 10% ВВП, а объемы заказов у государственных корпораций — в более чем 2% ВВП.
По подсчетам владельца торговой площадки «Фабрикант.ру» Сергея Габестро, объем заказов всех госкомпаний может достигать 20% ВВП (более 9 трлн. рублей, исходя из показателей 2010 года). Однако эффективность нового закона оценить пока сложно, так как его окончательная проработка еще не завершена.

Екатерина Шохина
«Expert Online», 21.01.2011