Наталья Петровская

По списку Booking.com

Видимо, застройщики апарт-отелей думают: с уничтожением хостелов им станет лучше…

ОДНАКО лучше не станет, так как они не взаимозаменяемы. Большинство хостелов, попавших под запрет, находится в исторической части города, их целевая аудитория – туристы. Сравнимые по цене апартаменты строятся на окраинах и гостей столицы не интересуют.

К тому же, не до конца ясна дальнейшая судьба этого вида недвижимости. Депутат Госдумы Галина Хованская не так давно выступила с заявлением о том, что намерена разработать законопроект о регулировании комплексов апартаментов, который будет «не менее резонансным, чем закон о хостелах».

Затраты на строительство комплекса апартаментов значительно ниже, чем на возведение многоквартирного дома с такими же характеристиками, так застройщику не требуется выполнять обязательства, связанные с социальной инфраструктурой. Под видом гостиницы появляется обычный дом с дешевыми квартирами. Потом люди начинают понимать, что зарегистрироваться по месту жительства в псевдо-жилье нельзя, а они и не считаются местными жителями со всеми вытекающими отсюда последствиями (от избирательных прав – до мест в дошкольных учреждениях и школах).

Местные органы власти говорят: извините, мы не готовы к тому, что жители этого дома будут детей в школу водить. И ко многому другому – не готовы. А поскольку такой дом и гостиницей по сути не является, то нет и соответствующих льгот, и налоги на имущество выше, чем как в обычных жилых домах, так и отелях.

ЗАКОН, которым запретили гостиницы в жилом фонде, принимали под флагом «защиты людей от ночлежек». Но с воодушевлением его поддерживают либо люди, рядом с которыми разместилась ночлежка (не имеющая никакого отношения ни к хостелам, ни к гостиницам), либо люди, рядом с которыми вообще нет каких-либо мест размещения.

Если в подъезде работает нормальный, легальный хостел, как оказалось, обычно никто против этого не возражает. Получается, что сначала в информационном пространстве был создан «образ врага», который может появиться в любом доме и превратить жизнь соседей в ад, затем к нему приклеили назначение «хостел». А на этой волне ввели запрет.
НЕСКОЛЬКО лет назад в Москве участились проверки хостелов по линии правоохранительных органов. Проверяющие шли не по ночлежкам, не по жалобам – они шли по списку системы онлайн-бронирования Booking.com. И закрывали их даже в том случае, когда соседи не только не жаловались, а наоборот, поддерживали.

Теперь оставшиеся хостелы можно пересчитать практически на пальцах. Когда приставы опечатали по решению суда старейший хостел «Годзиллас», который выкупил все квартиры в подъезде, это было верхом цинизма. Но у него есть выход – перевести все помещения в нежилые и вернуться в бизнес. А вот хостел «Спутник», который находился по соседству и заслужил немало премий, в том числе европейских, при сравнимых обстоятельствах прекратил работу. Хозяйке квартиры не хочется судиться, а возможностей перевода в нежилое помещений у них нет.

Запрет не сделает счастливее ни комплексы апартаментов, ни низкокачественные гостиницы, рассчитывающие повысить свою загрузку. Туристы просто перестанут ездить – ведь целевая аудитория хостелов (в первую очередь – бюджетные иностранные туристы), вообще не рассматривают проживание в Москве за пределами Садового кольца. А роскошные пятизвездные отели, расположенные в центре города даже не воспринимают маленькие уютные хостелы как своих конкурентов.

Самое удивительное в этой истории – это то, что от ночлежек этот закон, к сожалению, вообще не защитит. Тут нужен другой, регулирующий соседские взаимоотношения и переносящий ответственность на собственника помещений (неважно, жилого или нежилого), гости которого являются источником шума и прочих бед. Надеюсь, что такой закон будет принят, а «соседское право», развитое в других правовых системах, начнет зарождаться и у нас.

Наталья ПЕТРОВСКАЯ, член правления Лиги хостелов (Москва)