Смольный «сдал» 100-метровку?

Бронированные ларьки, государственные киоски или террористическая угроза… Зачем КИО решил отодвинуть НТО на 100 метров от метро?

Изначально Смольный планировал увеличить зону, свободную от малого бизнеса вокруг вестибюлей станций метрополитена, до двухсот метров. Этот формат размещения НТО рассматривался еще в середине сентября, рассказывала на одной из встреч с предпринимателями зампред КИО Татьяна Тихомирова.

По ее словам, такой радиус обрисовал комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности после апрельского взрыва в метро. Как считало ведомство Леонида Богданова, злоумышленники могут воспользоваться киосками в качестве «начинки», а взрывная волна затронет большие потоки людей, стремящихся в подземку.

На каком-то этапе в диалог вмешался КГА, пояснили «Новостям малого бизнеса» в КИО. Чиновники сослались на приказ Минтранса РФ от 30 июня 2013 года (пункт 5.26.14): «на территории города для проектируемых, строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений метрополитена следует устанавливать охранные зоны от воздействия факторов природного и техногенного характера: 100 метров в обе стороны от внешнего контура».

Впрочем, можно ли считать НТО фактором «природного и техногенного характера», не уточняется. А ларьки решили подвинуть «всего» на 50 метров.

Британские ученые доказали…

Однако вскоре версия с терроризмом пошла по швам: чиновники начали путаться в «показаниях» и делать противоречивые до абсурда заявления.

Губернатор Петербурга, изначально комментируя изменения проекта постановления № 1045, поставил безопасность граждан «немножко выше», чем «интересы даже добровольных бизнесменов». Спустя две недели он поменял мнение, сделав исключение для бизнеса, распространяющего печатную продукцию, цветы и театральные билеты.

«Стометровая зона не касается киосков, которые торгуют газетами, цветочных павильонов и театральных касс. Все остальное надо убирать, чтобы обеспечить соответствующий простор для граждан и возможность комфортного пребывания. С другой стороны, необходимо соблюсти правила безопасности», – заявил Георгий Полтавченко.

При этом градоначальник сослался на данные неких экспертов, которые пришли к выводу о безопасности киосков с прессой, цветами и театральных касс. Таким образом, павильоны, ничем, по сути, не отличающиеся от менее удачливых коллег кроме товара, автоматически попали в категорию «антитеррористических» НТО. Они останутся у метро.

Не менее любопытны и технические детали. Как рассказала «Новостям малого бизнеса» Татьяна Тихомирова, в КИО не планируют досрочно расторгать договоры с владельцами НТО, попавшими в стометровую зону. То есть некоторые из них смогут работать еще пять лет. С учетом обрисованной комитетом по вопросам законности опасности, такое промедление выглядит, по меньшей мере, нелогичным. Значит ли это, что еще несколько лет злоумышленники могут с чистой совестью терроризировать граждан, дожидаясь окончания срока действия договоров?

К слову, участники рынка неоднократно отмечали и другие противоречия в «антитеррористической» концепции Смольного. Например, чем пятиметровые НТО опаснее стеклянных торгово-развлекательных комплексов, нависающих саркофагами над станциями петербургского метрополитена? Или что помешает потенциальным террористам использовать перехватывающие парковки рядом с подземкой в качестве «закладки»?

В ответ на запрос «Новостей малого бизнеса» в КИО сообщили, что проект изменений не устанавливает ограничения на размещение перехватывающих парковок и ТРК, поскольку они не относятся к НТО.

Также, по словам наших собеседников, новации не распространяются на размещение НТО в зданиях, в том числе внутри метрополитена. На этот вопрос в КИО посоветовали обратиться в ГУП «Петербургский метрополитен», который, видимо, имеет другие представления о террористической угрозе.

Меняем частные ларьки на государственные?

Экс-начальник управления государственного регулирования потребительского рынка КЭРППиТ Сергей Загреба предположил, что Смольный освобождает стометровую зону вокруг метро для павильонов, построенных за счет бюджета.

«Около четырех лет назад, когда губернатор поручил КРППР проработать создание государственных магазинов, я предлагал руководству Комитета для решения задачи расчистить территорию вокруг метро. Разместить там существенные по размеру государственные НТО, объединить их в управляемую совместно с бизнесом торговую сеть, на согласованных с городом условиях», – сознался наш собеседник.

«Ларечную реформу» чиновники ненадолго похоронили, пока не началась реформа столичная. Напомним, что московский департамент по торговле еще в 2015 году начал менять по всему городу киоски и павильоны на объекты нового образца, построенные на средства городской казны. При этом государство выступило в качестве основного арендодателя: предприниматели брали «в прокат» не только земельный участок, но и торговую точку на нем. И все же в Москве, прежде чем реорганизовывать мелкорозничную торговлю, разработали документы, концептуально и тактически прорабатывавшие эти изменения.

«В Смольном же, видимо, не считают это необходимым. Отсюда концептуально непроработанные, с многочисленными ситуативными изменениями правила игры, что создает нервозность у предпринимателей, неуверенность в перспективах бизнеса и увеличивает их затраты. А все это приводит к увеличению цен, с чем уже не согласны мы, потребители», – констатирует Загреба.

Ларечный апгрейд

Редакция «Новостей малого бизнеса», опросив участников рынка мелкорозничной торговли, решила выдвинуть еще одну версию.
Не исключено, что Смольный зачищает территорию от предпринимателей лишь на время. Как это часто бывает, через какое-то время чиновники могут предложить новые конструкции, например, «защищенные от пуль, взрывной волны и оснащенные камерами видеонаблюдения» НТО. Такие усовершенствованные павильоны будут допускаться к установке. Правда, опять-таки за апгрейд торговых точек придется заплатить бизнесменам.

Одним словом, учитывая подвижность законодательства в области регулирования нестационарной торговли, никто не удивится, если после всеобщей зачистки власти решат вернуться к 50-метровым нормативам. Правда, при развитии такого сценария на проходные места встанут уже другие коммерсанты.

Стоит отметить, что скорое решение губернатора по сохранению некоторых киосков в 100-метровой зоне лишь подтверждает этот тезис.

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ

Комментарии:
ТАТЬЯНА ТИХОМИРОВА, заместитель председателя КИО:

«Вступление в силу изменений не повлечет досрочное расторжение договоров в отношении НТО, расположенных вблизи метрополитена и попавших в стометровую зону. Однако указанные места размещения НТО будут исключены из Схемы. По окончании срока действия договора, обязательства сторон будут считаться выполненными, а договор прекращен. Предложение о разработке механизма предоставления альтернативного земельного участка хозяйствующему субъекту в данном случае представляется противоречащим действующему законодательству».

ЭЛЬГИЗ КАЧАЕВ, председатель КРППР:
«Мы не согласовали этот проект и потребовали его отправить на ОРВ, потребовав его обосновать. Нам приводят в пример московский опыт. Я специально туда звонил. Мне сказали, что не в 50-метровой, а в пятиметровой зоне у них стоят цветы, мороженое, пресса. Наверное, там тоже думают о безопасности…»

ЮРИЙ ЖОРНО, глава корпорации «Ковчег»:
«У меня торговый объект в 87-ми метрах от метро – за Московским проспектом и трамвайной линией. Какую он представляет опасность? И в этих поправках никакой речи не идет про аэропорты и вокзалы!»

АЛЕКСЕЙ ТРЕТЬЯКОВ, председатель Совета ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:
«Помните, недавно по России массово прокатился «телефонный терроризм». Хоть кто-нибудь из них минировал ларьки?»

Фото с сайта aura-graphics.ru