Гости желанные и реальные

Комитет по туризму сообщил, что Северная столица приняла в 2016 году рекордно высокое число гостей – 6,9 млн человек. Причем 2,8 млн – это иностранцы. Однако даже сами чиновники в эти цифры отказываются верить.

На Международном культурном форуме, который проходил в Петербурге с 1 по 3 декабря прошлого года, заместитель министра культуры Алла Манилова призвала своих коллег отказаться от «завиральной» статистики и перейти, наконец, на более адекватный и честный алгоритм подсчета.

В свою очередь, доктор экономических наук Валерий Фридман, который участвовал в заседаниях форума, посвященных туризму, однозначно констатировал – верить нынешней статистике нельзя. С ним тогда согласился и директор по продажам «НТК Интурист» Сергей Толчин, предложивший использовать международный опыт.

По мнению экспертов, гораздо ближе к истине традиционные международные исследования Global Destination Cities Index, которые уже не первый год проводятся на средства компании Mastercard.

Подсчеты ведутся только по иностранным туристам, останавливающимся с ночевкой хотя бы на день. При этом внутренний туризм не учитывается совсем, ведь во многих странах туризм считается экспортной отраслью.

По данным Global Destination Cities Index, в Петербурге в 2016 году побывало не более одного миллиона иностранных туристов – это почти в два раза меньше, чем в Стокгольме, в пять раз меньше, чем в Праге и в девять раз уступает показателю Барселоны. Согласно индексу, Северная столица по количеству принимаемых туристов находится на 85 месте в мире.


Факторы заманивания и отпугивания

Другие авторитетные исследования The UNWTO World Tourism Barometer указывают на ряд важных вспомогательных факторов, способствующих привлечению туристов. Например, некоторые города становятся важными туристскими центрами благодаря своей транспортной востребованности.

Так, Франкфурт-на-Майне каждый год посещают почти 5 млн человек, но большинство из них просто останавливаются в гостиницах рядом с гигантским аэропортом, выполняющим роль важнейшего международного хаба. Пассажиропоток аэропорта Пулково показывает, что на такую роль Петербургу претендовать сложно. Как хаб для туристов он уступает даже Софии и Бухаресту.

Аналитики UNWTO называют и другие причины, позволяющие увеличивать или уменьшать туристический поток. Среди очевидных (развитая инфраструктура, безопасность, благоприятный климат, впечатляющая архитектура и т. д.) эксперты выделяют новый и во многом определяющий фактор – культурная среда.

Оказывается, многообразие, открытость и насыщенность культурной жизни привлекает туристов куда больше, чем транспортная доступность, низкие цены и хорошие отели. Даже городские красоты не так важны, как стремление людей почувствовать себя в центре интенсивной культурной жизни. Переполненный архитектурными шедеврами Рим в два с половиной раза меньше привлекает туристов, чем бурлящий Лондон или в полтора раза меньше, чем бурно развивающийся Сеул.

Конечно, рассматривать этот фактор в отрыве от других нельзя, но специалисты выдвигают его на первое место.
Возникает закономерный вопрос: культурная жизнь города на Неве недостаточно насыщена? Ответить трудно, потому что здесь нет каких-то единых стандартов. Все зависит от того, с чем сравнивать. Например, по количеству концертов мировых звезд Петербург заметно уступает тому же Стокгольму или Гамбургу, о чем свидетельствуют данные за 2016 год VOK DAMS (одна из крупнейших эвент-компаний мира).

Самое интересное, что масштабные праздничные мероприятия далеко не всегда способствуют массовому притоку гостей.
Например, столице последних Олимпийских игр Рио-де-Жанейро не удалось привлечь даже два миллиона иностранных туристов (71-е место в рейтинге Global Destination Cities Index за 2016 год). Главные причины – разгул преступности и коррупционные скандалы. То же самое произошло и в ЮАР, во время Чемпионата мира по футболу 2010 года.

Эксперты Принстонского университета, также участвующие в формировании Global Destination Cities Index, выделяют еще один фактор – политический. В конце апреля Туристическая ассоциация США выступила с официальным заявлением о том, что политика администрации Трампа плохо влияет на приток туристов. Ассоциация предоставила статистику, согласно которой в первом квартале, после знаменитых иммиграционных указов нового президента, в одном только Нью-Йорке туристический поток снизился на 15 %. По словам профессора Принстонского университета Майка Становски, любая политика властей, притесняющая какие бы то ни было меньшинства, снижает турпоток.

Становски приводит пример столицы Тайваня: город Тайбэй, благодаря терпимым законам и расслабленной атмосфере, служит настоящим магнитом для миллионов китайских туристов (7 млн человек в год), которые стремятся попасть во «вражескую страну», чтобы отдохнуть от родных запретов и ограничений.


Малый бизнес не выживет без глобализации

Что касается роли малого и среднего бизнеса в туристической отрасли, то за последние годы она стала определяющей. В этом уверены члены неправительственной международной организации Всемирного совета туризма и путешествий (WTTC).
Глава Совета Михаэль Френцель в начале марта на открытии ярмарки International Travel Market заявил, что турпоток сегодня зависит именно от малого и среднего бизнеса, а не от крупных отельных сетей, туроператоров и прочих гигантов туриндустрии. Кстати, Всемирный совет туризма и путешествий объединяет как раз этих самых гигантов.

Глава WTTC также подчеркнул, что малый бизнес в современном туризме может успешно работать только в рамках новой глобализации. Господин Френцель имел в виду такие мощные международные явления, как, например, Airbnb и системы каршеринга, благодаря которым люди находят новые формы туристических услуг и самозанятости.

Малый бизнес становится частью большого при помощи различных онлайн-площадок, предоставляемых такими IT-гигантами, как Facebook и Google. К тому же, успешно развиваться вне социальных сетей на рынке туруслуг в наше время практически невозможно, что хорошо понимают владельцы петербургских мини-отелей и хостелов, которые уже не первый год ищут клиентов через социальные медиа.

Любые ограничения свободы Интернета больно бьют по туристической отрасли во всех ее проявлениях, уверен Михаэль Френцель. Ему вторит Генеральный секретарь Всемирной туристской организации (UNWTO) Рафаи Талеб, призвавший в январе 2017 года, во время своего выступления в ООН, снизить правительственное регулирование и в туристской отрасли, и в цифровой сфере, от которой туризм сегодня зависит напрямую. Главный призыв – не мешать!

Надежды на невмешательство

Смогут ли нынешние российские власти не мешать малому и среднему бизнесу в туризме? Как показывает практика, это зависит от стремления помогать, отражающегося в расходах бюджетов разных уровней. Например, в городском бюджете на профильный комитет по развитию туризма выделили в 2017 году 402,7 млн рублей – это, для сравнения, почти в 15 раз меньше, чем комитету по физической культуре и спорту. Аналогичное соотношение можно найти и в федеральном бюджете.
Угроза может прийти и с другой стороны: стремление защитить граждан от экстремистов в Интернете, транспортные преобразования или новые фискальные технологии заставляют представителей малого и среднего бизнеса быть начеку.

Борис СУДАКОВ
Фото с сайта prohorov.livejournal.com