Георгий Фурсей

Сквозь бюрократов не пробиться

Петербургская компания ООО «Позитивная энергия» дважды становилось победителем Всероссийского конкурса «Энергопрорыв»: в 2014 году в номинации «перспективная идея», а в 2016 – в номинации «технология прорыва, законченное техническое решение». Но найти заказчика для отечественной разработки, которая не имеет аналогов в мире, так и не удается…
«Компактный импульсный рентгеновский аппарат «RADEX» (весом от 3 до 5 кг) регистрирует любые быстропротекающие процессы.
Ускоряющее напряжение позволяет использовать его в широком радиусе от 20 (мягкое излучение, можно увидеть пластмассу) до 200 (жесткое, пронизывает все насквозь) киловольт, подробно рассматривать различные объекты и материалы от биологических, до самых прочных металлических, – рассказывает «Новостям малого бизнеса» Михаил Поляков, доцент кафедры Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича. – Прибор создан на основе двух открытий советских ученых. Первое – взрывная электронная эмиссия (ВЭЭ) доктора физико-математических наук, вице-президента Российской академии естественных наук (РАЕН) Георгия Фурсея (зарегистрировано в 1976 году)».

По утверждению нашего собеседника, открытие ученого Фурсея дало возможность получать мощные электронные пучки при коротких (десятки и сотни наносекунд) импульсах напряжения. ВЭЭ используется не только в рентгене, но и в ускорителях, например, в Большом андронном коллайдере.

Не менее значимым оказалось последовавшее за этим открытие академика Игоря Грехова, который создал принципиально новые полупроводниковые приборы, позволившие получать на порядок большую импульсную мощность. Это достижение легло в основу нового направления в технике – силовой полупроводниковой импульсной энергетики.

Иными словами, академик Грехов создал полупроводниковые электронные ключи, которые позволяют коммутировать и формировать высоковольтный наносекундный импульс напряжения.

Петербургские ученые из ООО «Позитивная энергия», объединив эти два открытия, создали импульсный рентгеновский аппарат с амплитудой 150 кВ и длительностью 20 наносекунд. Как поясняет Михаил Поляков, к настоящему моменту существует демонстрационный образец, получивший высокие оценки со стороны потенциальных заказчиков».

За четыре года прибор показали в работе руководителям крупных предприятий военно-промышленного комплекса, авиационной промышленности, энергетики в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Саратове, Симферополе, Ульяновске. Изобретение везде встретило самые положительные отзывы. И – сожаления. Оказалось, что приобрести прибор нельзя, так как действующие правила, стандарты и нормативы не позволяют его использовать.

«Есть ГОСТы. И действовать разрешено только в соответствии с ними, само предприятие не может внести коррективы. К сожалению, ныне действующие нормативы разработаны в 1980-е годы прошлого века и новые технологии в них не вписываются. К примеру, рентгеновское излучение, которое сертифицировано для промышленного применения – это регистрирующее устройство с пленкой. А у нас цифровой детектор, который по всем параметрам превосходит применяемый аппарат – и по скорости, и по качеству. Детектор позволяет увеличить производительность труда в 5 -10 раз. При этом безопасность эксплуатации резко возрастает», – поясняет генеральный директор «Позитивной энергии» Алексей Якуб.

По его информации, компания в настоящее время работает с авиапроизводителями и с авиационной корпорацией:
«Наша стратегия простая – объездить заводы, собрать отзывы и далее обращаться в организацию, которая должна внести коррективы в действующие стандарты и нормативы. Задача настолько серьезная, что никак не получается сдвинуть ее с места. Новые технологии упираются в стену действующих ГОСТов. Нам нужна помощь в сертификации прибора. С этим тоже серьезные проблемы. Те приборы, на которых можно измерить классическое излучение, импульсное не измерить. Иными словами, отсутствует измерительная техника, которая могла бы сертифицировать прибор».

Алексей Якуб полагает, что прибор можно было бы сертифицировать за рубежом, там уже давно работают с цифровыми технологиями. Однако ему хочется, чтобы изобретение сначала было признано в России.

В итоге, сотрудники небольшой компании изо всех сил бьются за то, чтобы рентгеновский аппарат получил российский сертификат и мог использоваться в отечественной промышленности, здравоохранении и в службе безопасности на транспорте. К примеру, с его помощью любую бесхозную сумку, оставленную в аэропорту, на вокзале или в метро, можно просветить, не прикасаясь к ней, и выяснить, что внутри. И только в случае необходимости проводить эвакуацию. Это могло бы сэкономить значительные средства – подчеркивают изобретатели. Что касается здравоохранения, то прибор можно использовать для обследования пациентов на дому. Вот только сертификация медицинских приборов у нас еще более сложна, чем промышленных…
Лилиана ГЛАЗОВА, на фото: вице-президент Российской академии естественных наук (РАЕН) Георгий Фурсей