Игра на контрабасе

Как «контрабас» попадает на полки российских магазинов и почему завозить дешевый ширпотреб выгоднее, чем производить его на родине, «Новостям малого бизнеса» рассказал один из активных участников «теневого» рынка Алексей Мажейка.

«Думаю, что за последние полгода все заметили небольшое снижение цен на сыр и сырный продукт, а также падающий ценник на перевозку подобных товаров. Это явление вызвано ситуацией на контрабандном рынке, который сегодня в больших количествах поставляет в Северную столицу продукцию прибалтийского и польского производства.

Еще в декабре 2015 года две крупные компании, занимающиеся нелегальным ввозом «санкционного» товара, объединились и совместными усилиями притащили в Петербург через границу 200 тонн сырного продукта. Этот объем существенен, поэтому ценники немного и понизились.

Нужно понимать, что до 70% продукции с красивой этикеткой «сыр», которую сегодня покупают горожане, это сырный продукт. То есть молокосодержащее, а не молочное изделие. Не исключено, что цена на него понизится еще немного – это связано с сезонным падением стоимости молока в Прибалтике и Польше.

В связи с этим отечественные предприятия ждет серьезный экономический спад. Ведь оптовая цена на российский сыр составляет 400 рублей за килограмм. В нашем же варианте она не превышает 200 рублей.

Сегодня в Петербурге осталось около десятка крупных компаний, которые заказывают у нас товар из Прибалтики. Сделать это просто: набираешь номер, говоришь, что у тебя, условно говоря, наготове чемодан с деньгами. Назавтра забираешь продукт, отдаешь наличку. Все просто. Естественно, никаких дилерских соглашений теперь не существует. Все налоги остаются в странах, через которые прогоняется товар. На территории России он попадает в «сумрачную зону», далее его используют в зависимости от того, что вы договорились поставить в магазин.

Например, можно заранее оговорить форму продукции, и вам привезут круглый «сыр», под «швейцарский», или же нарезанный брусками. Знающие люди легко определят контрабанда перед ними или нет. На «левых» товарах чаще всего отсутствует штрих-код или же он одинаков на всех упаковках.

Конечно, и тут есть свои хитрости. Например, с момента введения эмбарго появилось много фасовщиков, то есть тех, кто закатывает продукт в упаковку. Теоретически, фасовщики отвечают за то, чтобы в коробке, заявленной как сыр, не оказалась подделка. Поэтому под видом сырья в евроблоках через братские страны сюда действительно провозят сыры из Польши, Литвы, Германии, которые потом фасуются. Так что продукция в нарезке – это большей частью все-таки добротный зарубежный товар. Но под десять тонн такого «сырья» с грузовой таможенной декларацией хороший бухгалтер «прогоняет» сто тонн сырного продукта.

Все, что не ушло фасовщикам, «размазывается» по рынку.

Сейчас на прилавках появились сыры из Сербии и Македонии, но это, конечно, бред. Не запрещена к ввозу Швейцария. Но там ценник – 500 рублей за 150 грамм.

Поставки осуществляются через Беларусь, в последнее время – через Армению. Конечно, это смешно – все знают, что Армения не производит сыр, но за два года работы у меня сложилось ощущение, что добро на подобные «свободные коридоры» негласно дает государство. В противном случае, сложно объяснить, почему товар не задерживают на таможне. В этом, конечно, есть свой резон: если перекрыть контрабандные поставки из соседних стран, доступная продукция на прилавках сократится в разы.

Разумеется, сырный продукт изготавливает и отечественный производитель. Но и тут есть нюансы. Прибалты делают его без пальмового масла – у них есть качественные заменители. У нас такое – редкость. По официальной информации, сегодня более 40% молочной продукции производится с использованием пальмового масла. Поэтому Минэкономразвития правильно признало повышение акцизов на него нерентабельным и неактуальным. У наших заводов просто возросла бы наценка на товар или они загнулись бы из-за расширения контрабандных поставок. Ведь даже без акцизов отечественный сырный продукт дороже прибалтийского.

Сегодня ряд прибалтийский компаний пытаются официально закрепиться в России через своих дилеров, хотя почти в открытую признают: качество продукта не то. Это касается и «Свали», и производителя «Рокишкио», который тоже сбирается здесь открываться. Их можно понять – они не хотят, чтобы их забывали, боятся терять такой рынок.

Конечно, наши производители тоже часто пишут на этикетках «сыр». А сети, морщась, берут его: им надо зарабатывать. Ведь покупать незапрещенный швейцарский продукт сегодня могут себе позволить только идеологи импортозамещения».