Сыграть в «китайский вариант»?

– Дмитрий Андреевич, с момента введения «продовольственного эмбарго» на продукты из стран ЕС минуло четыре месяца. Можно ли подвести предварительные итоги такого шага? Мы вышли на путь к «новому экономическому мышлению»?
– Пока что мы наблюдаем рост цен на продовольственном рынке. Причем больше всего подорожали самые что ни на есть отечественные продукты, которым никогда не мешали никакие экспортеры, и которые в России в основном и производятся. Гречка тому яркий пример. Но четыре месяца – ничтожный срок, для того чтобы давать оценку изменению ситуации в сельском хозяйстве. Никаких вложений в сельскохозяйственное производство никто не будет делать до самой весны, по объективным причинам. Никто ведь не будет есть сырое мясо, запивая его парным молоком.
А производство продуктов в том виде, в котором мы привыкли их потреблять, – это сложное, высокотехнологичное производство, издержки которого в значительной степени зависят от курса рубля. Нынешнее повышение цен – игрушки, по сравнению с тем, что нам предстоит увидеть весной, когда окончательно закончатся запасы сделанные «до эмбарго», а нефть еще подешевеет.
– Проект «импортозамещение» стал почти что бизнес-идеологией...
– Отсутствие на прилавках зарубежных товаров – еще не аргумент в пользу расширения собственного производства. Первый, и более естественный шаг – повысить цены на свою продукцию и махнуть рукой на качество, чтобы снизить издержки. В позднем СССР колхозы имели гарантированный сбыт своей продукции – что, магазины были заполнены колбасой и сыром? Можно допустить, что местные производители возьмутся конкурировать между собой, но это дело не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня.
– Предпринимателям Северной столицы предлагают переориентироваться на рынки наших новых экономических союзников – Китая, Индии, Турции. Сможет ли наш бизнес в перспективе успешно сотрудничать с этими странами и компенсировать, таким образом, закрытый рынок ЕС?
– Считать эти страны экономическими союзниками слишком смелое допущение. Китай и даже Индия очень удивились бы такому определению. Краткий ответ – бизнес сотрудничать сможет. Компенсировать дефицит продуктов – нет.
– Сегодня многие предприниматели опасаются вкладываться в отечественное производство, поскольку «продуктовое эмбарго», судя по всему, не вечно. Что может служить гарантией того, что их не «попросят выйти вон» с рынка, если в страну опять хлынет дешевая продукция из стран ЕС?
– Никто не будет просить никого выйти с рынка, кроме российских потребителей, которые в свое время предпочитали импортную продукцию отечественной. В первую очередь потому, что при равной цене импорт оказывался более высокого качества. Та же белорусская продукция теснила российскую не за счет цены, а именно за счет качества в первую очередь. Как только российским предпринимателям удавалось выпускать продукцию, сопоставимую по качеству с европейской, и продавать ее по доступной цене, потребитель переставал обращать внимание на страну происхождения.
– Вы можете вкратце описать структуру финансового кризиса, который сегодня нам пророчат экономисты?
– Нынешний, не столько финансовый, сколько экономический и управленческий кризис, по своей структуре гораздо ближе к ситуации, которая сложилась в экономике СССР в конце 1980-х годов. Тогда средства, полученные от экспорта нефти, на протяжении многих лет вкладывались в проекты, само существование которых обеспечивалось не за счет рыночного спроса, а за счет постоянной финансовой подпитки со стороны государственного бюджета. Причем в произвольно устанавливаемых размерах. Как только эта возможность исчезла, экономику Союза постигли серьезнейшие проблемы.
– На этом фоне рискнет ли власть пойти на экономическую либерализацию?
– Теоретически – да. Некоторый оптимизм внушает история. Когда в России начинались продовольственные трудности, а власть не имела других ресурсов, случались некие административно-экономические послабления.
Так, в 1920-х годах был введен НЭП. Таким же образом колхозникам увеличили огороды после смерти Сталина. Когда провалилась продовольственная программа, разрешили кооперативы. Поэтому надежда есть. Сыграть в «китайский вариант» З0-летней давности… Делайте что хотите, только знайте свое место. А под разговоры о «либерализации» окончательно свернуть расходы на «социалку». Мол, в Китае тоже нет пенсий, и так далее. Но последствия этой либерализации могут быть далеки от ожиданий власти.

КОММЕНТАРИЙ:
КИРИЛЛ СОЛОВЕЙЧИК, ПРЕЗИДЕНТ ОАО «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ»:
«Сегодняшняя непростая политическая ситуация, может сыграть положительную роль для тех промышленных предприятий, которые 25 лет ждали, когда их заметят. Мы все понимаем роль импортозамещения в развитии нашей промышленности. Но для того чтобы замещать импортные продукты на серьезном уровне, нужно дать производственным предприятиям заказ».

ДМИТРИЙ ТРАВИН, ЭКОНОМИСТ, ПРОФЕССОР ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ («БИЗНЕС ONLINE»):
«Идея импортозамещения не нова, она очень активно практиковалась в Латинской Америке в 50–70-е годы. Она основывалась на той же идеологической базе, что и у нас сейчас: Америка нехорошая, и надо как-то добиваться независимости от нее в импорте. А в это же время страны юго-восточной и восточной Азии – сначала Япония, а потом Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, позже Китай, Таиланд, Малайзия – стали активно внедрять экспортоориентированную политику. То есть производить и экспортировать конкурентоспособные на мировом рынке товары, а на вырученные деньги закупать необходимые импортные товары. И сегодня легко сравнить результаты этой политики. И этот опыт развития мировой экономики показывает, что политика импортозамещения в принципе неэффективна. Люди, которые инициируют импортозамещение, лучше нас с вами понимают, что из этого ничего не получится, но на этом можно хорошо заработать».

КОРОТКОЙ СТРОКОЙ:
За минувшие четыре месяца никто из районных глав не посчитал необходимым высказать «Новостям малого бизнеса свое мнение по вопросам импортозамещения»