Малый бизнес в Петербурге ждет небольшой рост или полный провал

В нашем городе зарегистрировано 367 тысяч малых и микропредприятий. Большинство из них занимаются торговлей и обслуживанием, лишь 8% – что-то производят.
Производители создают больше рабочих мест, чем кафе и парикмахерские, поэтому им правительство города стремится помогать в первую очередь. Одна из проблем: высокая арендная плата в торговых центрах. По словам первого зампреда Комитета по развитию предпринимательства Смольного Александра Германа, «якорные» предприятия, популярные сети по продаже одежды и косметики, порой даже не платят за аренду владельцам ТЦ. Наличие популярной вывески помогает привлечь клиентов. А основное бремя по арендной плате ложится на нераскрученные местные компании — они за аренду платят втридорога.
Чиновник отметил, что если резкого повышения налогов на малый и средний бизнес не будет, то 2015 год принесет этой сфере в Петербурге пусть небольшое, но развитие. И не побоялся высказаться против обсуждаемого в Госдуме законопроекта «единоросса» Андрея Макарова, по которому 22 вида бизнеса будут обложены дополнительными налогами – от 6 до 600 тысяч рублей ежеквартально. К слову, сегодня, 14 ноября, стало известно, что законопроект снят с обсуждения самим Макаровым, но ряд экспертов считает, что к нему в более мягкой редакции могут вернуться в следующем году.
В частности, депутат Законодательного собрания Ирина Иванова (фракция КПРФ) советует бизнесменам оставаться бдительными и защищать свои права.
– Будет ли малому бизнесу хуже – конечно. Развития не будет в следующем году, – отвечает коммунистка Александру Герману. – Ко мне обращается множество бизнесменов, которые не могут подключиться к монополистам. «Водоканалу», например, нужно заплатить за подключение 150 тысяч рублей. Мы говорим о новых налогах, но обувщик уже платит 1,2 млн рублей ежегодно. Этот законопроект звонок для бизнеса: ожидаются времена не очень приятные.
Директор по технологическому присоединению «Ленэнерго» Сергей Ересов утверждает, что 91% договоров на подключение малого бизнеса в Петербурге заключается по льготному тарифу – 700 рублей за киловатт. Еще 6% договорников платят 550 рублей за киловатт. И лишь небольшой процент подключен по официальному действующему тарифу.
Собравшиеся на круглом столе бизнесмены посетовали, что проблема не в том, что за электричество приходится платить, а в том, что для заключения договора с монополистом нужно попотеть.
– Чтобы получить две лампочки, приходится через такое проходить, что ощущение, будто эти лампочки сделаны из платины, если не из золота, – жалуется Янина Гришина, гендиректор ООО «Кристалл» (аренда автотранспорта). – Особенно тяжело с согласованиями разных ведомств: схема размещения, утвержденная одним комитетом, отвергается другим. Будто чиновники не знают, что работают в одном городе. Если ты не ходишь сам, не собираешь информацию и не роешь, то обязательно будет отказ и расторжение договора. Я ни одного договора не видела, чтобы его заключили мягко и быстро.
Отвечая на подобные замечания, начальник управления перспективного развития Комитета по энергетике Анатолий Тарасов привел пример, когда из-за прорыва трубы пришлось краном переносить торговый павильон. В нормальной ситуации он должен был оказаться в зоне безопасности инженерных коммуникаций, поэтому ведомствам лучше перестраховаться, чем согласовывать всем и всё.
Последний крупный обвал бизнеса в Петербурге произошел в 2010 году, когда из-за повышения совокупных страховых взносов прекратили свою деятельность 148 тысяч индивидуальных предпринимателей города.
Согласно рейтингу Doing Business, Петербург находится на 22 месте из 30 российских городов по простоте ведения бизнеса. Так, чтобы зарегистрировать предприятие, нужно пройти семь процедур, хотя в Европе и Центральной Азии среднее их количество – пять.
В рейтинге инвестиционного климата «Агентства стратегических инициатив» Северная столица находится в худшей – пятой группе. По иронии, в разделе «Доступность ресурсов и качественной инфраструктуры» наш город смотрится прилично. Так что золотые лампочки – еще не самое страшное.

Андрей Сошников, «Мой район», 14.11.2014.