Как разорить предпринимателей?

Торговые объекты разделили по районам – центральным (сюда относятся Центральный, Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский районы) и нецентральным. Для первых – одна конфигурация киосков и павильонов, посложнее, для вторых – другая, попроще. Площадь объектов будет зависеть от их конфигурации и расположения. Разрешенная площадь киосков – от 4,5 до 5,5 кв. м., павильонов – от 11 до 68 кв. м., палаток – от 3 до 6 кв. м., елочных базаров – до 13,5 кв. м.
Обычно предприниматели арендуют земельный участок аккурат под киоск – той же формы и той же площади. Согласно новому документу, в центральных районах киоски должны обрести либо форму квадрата, либо форму восьмиугольной призмы. Как именно произойдет волшебная метаморфоза, чиновники не сообщают. Между тем, высокохудожественная перемена может оказаться весьма болезненной.
«Разделение на зоны – это правильное решение. Но смена конфигурации торговых объектов означает, что предприниматели будут обязаны заново проводить кадастровые работы, получать выписку из земельного кадастра и соответственно менять договор аренды. Это может привести к дополнительным расходам со стороны предпринимателя», – такое опасение высказывает депутат петербургского ЗакСа Марина Шишкина.
По закону, новый регламент должен распространяться только на новые торговые объекты. На сайте КГА несколько дней назад даже появилось специальное разъяснение: «Регламент распространяется на отношения, возникшие после его вступления, по истечении срока действия текущего договора аренды». Но уже известны случаи, когда из-за новых требований КГА у предпринимателей возникали проблемы с еще действующими документами.
Так, например, владелец киоска, арендующий земельный участок в Курортном районе (договор аренды до 2015 года), сообщил «Новостям малого бизнеса», что должностные лица делали ему недвусмысленные предложения за согласование архитектурно-планировочного задания. Не получив желаемого «вспоможения», чиновники ответили бизнесмену отказом. И это притом, что архитектурно-планировочное задание предприниматель отдал на согласование еще в конце прошлого года, а новый регламент был утвержден КГА уже в новом, 2014 году, 10 января. Кроме того, на момент написания этой статьи регламент все еще не был внесен в реестр информационных правовых актов, а значит, не вступил в законную силу, хотя на сайте КГА утверждается обратное.
Предприниматели чувствуют себя незащищенными, ведь нет никакой гарантии, что даже если они покорно переоформят все документы, новые чиновники не издадут новые предписания.
«Я 21 год работаю на рынке, и за это время внешний вид павильонов меняют уже в четвертый раз, – рассказывает Елена Салтыкова, генеральный директор ООО «Пресса». – Приходит очередной чиновник, ему не нравится дизайн, выходят предписания о том, что внешний вид нужно изменить. Но ведь это обходится предпринимателям в огромные деньги, а этих денег в отрасли нет – она в глубочайшем кризисе. Например, у нас сейчас 40 ларьков, и чтобы заменить их все, нам нужно потратить 12 или 16 миллионов рублей, плюс замена оборудования, перевозка, утилизация старого киоска, причем за утилизацию никто не берется, и это тоже огромная проблема».
Очередная архитектурно-художественная реформа КГА выглядит сомнительно. Кто и почему вдруг решил, что торговые павильоны должны выглядеть так, а не иначе? Раньше, как утверждают предприниматели, бывший главный художник Петербурга Иван Уралов интересовался их мнением. Теперь художественные вопросы решаются кулуарно. Не проводится никаких публичных конкурсов, в которых могли бы поучаствовать сами бизнесмены. На сайте КГА при этом говорится, что регламент разработан с участием различных комитетов, районных администраций и представителей малого бизнеса.
Как считает председатель совета Ассоциации малого бизнеса Алексей Третьяков, городские власти должны были не навязывать предпринимателям конкретные модели торговых объектов, а ввести ГОСТ, список характеристик и правил, которые нужно соблюдать.
Больнее всего новый регламент может ударить по печати. Работники отрасли убеждены, что на фоне плачевного состояния, в котором находится подписка, нововведение КГА может уничтожить и розницу, и тогда читателям станет еще сложнее получать газеты и журналы.
Конечно, внешний вид киосков, особенно, тех, что находятся в центре, должен стать лучше. Вопрос только в том, какой ценой. Тем более что губернатор Георгий Полтавченко недавно пообещал издать законодательный акт, согласно которому киоски можно будет размещать в городских садах и парках. Эту инициативу, кстати, эксперты оценивают неоднозначно. Директор ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Сергей Веснов считает, что под видом киосков в парках часто строят полноценные павильоны, кафе, которые раздражают горожан. И вот тут новый регламент КГА может прийтись как раз кстати – по мнению Веснова, документ может уберечь зеленую зону от разномастного самостроя.


Анна КОВАРДИНА, «Новости малого бизнеса», иллюстрация с сайта http://kiosk-spb.ru