Выход из стагнации малого бизнеса

Хотя итоговые данные Росстата по малому и среднему бизнесу (МСБ) по итогам 2013 года еще не обнародованы, негативные тенденции уже обозначены. Так, в первой половине 2013-го по сравнению с концом 2012 года произошло снижение числа малых предприятий по Северо-Западному федеральному округу – с 33,4 тыс. субъектов до 32,5 тыс. Средняя численность работников (без учета внешних совместителей) также уменьшилась – с 736,1 тыс. человек до 716,7 тыс.
По оценке экспертов, уход малого бизнеса из строительного сектора обусловлен в первую очередь нехваткой финансовых средств, недоступностью госзаказов (дороговизна лотов, отсутствие предоплаты и промежуточной оплаты строительных работ), монополизацией отрасли, отсутствием аутсорсинговых контрактов и дефицитом квалифицированной рабочей силы. А в обрабатывающем комплексе – начавшимся в стране общим спадом промышленного производства.
Спасение утопающих
Руководство страны проблему с МСБ вроде как видит и заявляет о новых формах его поддержки. Так, в начале года глава правительства РФ Дмитрий Медведев дал указание Минфину и Минэкономразвития внести ряд изменений в законодательство – по применению патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами, а также наделению субъектов РФ правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы вновь созданным предприятиям, осуществляющим деятельность в производственной, социальной и научной сферах.
До недавнего времени обсуждалась идея использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) для поддержки кредитования малого бизнеса. Однако на прошлой неделе стало известно, что от нее решено пока отказаться. Как заявил министр финансов РФ Антон Силуанов, «поддержка малого и среднего предпринимательства – очень важное направление, но средства ФНБ не могут быть ресурсной базой для этой деятельности». При этом решено создать Агентство кредитных гарантий (АКГ), которое должно снизить риски займов МСБ. Новая структура будет выдавать госгарантии малым и средним предприятиям при получении кредитов, в том числе долгосрочных.
По сообщению министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, бюджет АКГ увеличат с 10 млрд рублей до 30-50 млрд уже в 2014 году. Не исключено, что в течение года на правительственном уровне будут обсуждаться и приниматься и другие масштабные инструменты поддержки, однако роль региональных властей в формировании комфортной среды для работы МСБ по-прежнему остается ключевой.
Зависимость от местных властей наглядно демонстрирует анализ расходов по государственному и муниципальному заказу регионов СЗФО. Из него видно, что только в Вологде и Карелии федеральные суммы госзаказа превышают аналогичные расходы субъектов и муниципальных образований. Для малого и среднего бизнеса региональный осзаказ – основная сфера подрядной и субподрядной деятельности. Именно поэтому неэффективное распоряжение расходами местных бюджетов, когда деньги недоосвоены, порождает плачевную ситуацию для МСБ. И если крупные предприятия, перекредитовавшись, могут пережить смещение сроков реализации проектов на полгода-год, то для мелких фирм это подчас означает полное разорение.
При этом неисполнение бюджета Петербурга за 2013 год составило около 10% (чуть меньше прошлогодних 12,4%), а основной объем неистраченных в этом году средств – 20,5 млрд рублей – пришелся на адресную инвестиционную программу. Городские чиновники объяснили это несвоевременным проведением конкурсных процедур, отсутствием в достаточном количестве инженерно подготовленных территорий для строительства, нерешенностью имущественно-правовых вопросов.
Проблема еще и в том, что малый и средний бизнес в пределах округа неоднороден. Однако повсюду как по числу малых предприятий, так и по их обороту лидирует сфера оптовой и розничной торговли. Доля этого сектора по сравнению с оборотом в других сферах колеблется от 47% в Республике Коми до 65% в Вологодской области. В Ленинградской, Калининградской, Вологодской, Мурманской, Псковской и Новгородской областях второе место в структуре оборота МП (от 10,2 до 21,2%) занимают обрабатывающие производства. А в Петербурге и Коми вторую позицию удерживает строительная сфера (соответственно 12,8 и 15,9% оборота всех МП).
В ряде регионов администрации стараются развивать специфические направления, пусть и не бюджетообразующие, но способствующие поддержке самозанятости населения. Например, внутренний туризм, активно стимулируемый в Мурманске, Коми, Вологодской, Новгородской и других областях.
С надеждой на будущее
Нельзя сказать, что местные власти не пытаются изменить ситуацию. В Петербурге уже действуют ряд программ поддержки МСБ, от субсидирования затрат, связанных с технологическим присоединением к электросетям, и содействия повышению энергоэффективности производств до поддержки женского предпринимательства и бизнеса, ориентированного на экспорт. При этом в городе постепенно осуществляется политика ухода от прямой раздачи грантов и субсидий в пользу долгосрочных программ.
«Мы должны перенаправить выделенные средства таким образом, чтобы это повлияло на ведение бизнеса в целом, на общий уровень образованности предпринимателей, – считает председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев. – При такой системе мы сможем охватить большее количество бизнесменов. Мы направим больше средств на образовательные программы, на организацию мероприятий, связанных с субконтрактингом. А если все пойдет удачно – и на поддержку социально направленного бизнеса».
Одной из важных форм поддержки малого и среднего бизнеса могут стать новые индустриальные парки с подгоовленными под различное производство площадями. «Эксперт С-З» уже приводил исследование компании «Теллус Групп», согласно которому в 64% случаев инвестору под производство требуются участки площадью 0,5-1,5 га, что соответствует именно формату некрупных предприятий.
«В данный момент мы разрабатываем проект нового индустриального парка на нашем участке (более 8 га) на Киевском шоссе, как раз под нужды среднего бизнеса, – поясняет председатель совета директоров холдинга «Теллус Групп» Елена Смотрова. – Мы вышли с предложением к городским властям поддержать нашу инициативу и ускорить процесс перевода данной территории под производственную функцию. Также совместно с профильными комитетами администрации Санкт-Петербурга и профессиональными объединениями города мы готовы провести совместные консультации для формирования пула будущих резидентов парка, для возможного объединения их по кластерному принципу».
Кстати, в ряде регионов СЗФО уже успешно функционируют бизнес-инкубаторы (ориентирующиеся на некрупные и, как правило, инновационные предприятия), такие как петербургский технопарк «Ингрия», Мурманский региональный бизнес-инкубатор «МРИБИ», площадка «Республика Карелия» в Петрозаводске и прочие.

Роман Романюк, Марина Скляренко, Эксперт-Северо-Запад, 10.02.2014.