Зона отчуждения. Малый бизнес города могут уничтожить новые правила

Вопрос — в 10 сантиметрах
Суть постановления, вступившего в силу 1 января 2013 года, — в новых критериях, на основании которых чиновники предоставляют или отказывают предпринимателям в праве аренды земельных участков для размещения временных торговых точек.
О том, что 1045-е постановление забьёт очередной гвоздь в крышку гроба малого бизнеса в Санкт-Петербурге, представители бизнес-сообщества говорили на Совете по малому предпринимательству, где была принята категорическая резолюция о внесении изменений в регламент размещения торговых точек. Чиновники, как водится, обещали учесть мнение профессионалов и пообещали исправить постановление.
Пока обещанные поправки вот уже полгода якобы согласовываются в тиши высоких кабинетов, мы видим, как последовательно реализуется программа фактического уничтожения мелкорозничной торговли. Под угрозой закрытия оказались около трёх тысяч объектов — газетные и цветочные киоски, продуктовые ларьки, павильоны и т. д.
Как пишет в своём письме на имя Эльгиза Качаева, председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, Александр Доронин, председатель Совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», официальной причиной отказа в продлении истёкших договоров аренды с предпринимателями называется попадание торгового объекта в охранную зону инженерных сетей. При этом владельцу павильона не предлагают исправить замечания, возникшие по не зависящим от него причинам, сдвинуть павильон с запрещённого участка на разрешённый (иногда требуется сместить торговую точку всего на 10-20 см) или же занять новый участок, что было бы логично и справедливо в такой ситуации. Ему просто выдают отказ. Заключённые соглашения с Ленэнерго и ГУП ТЭК о гарантиях сохранности сетей вообще не принимаются во внимание.
Более того: постановление 1045 предусматривает исключение объектов, находящихся в зоне именно электрических и теплосетей, но уже нередки случаи, когда межведомственные комиссии не продлевают сроки аренды для точек в зоне любых других подземных коммуникаций.
Как результат: десятки обращений от предприятий, лишившихся возможности вести бизнес, уже поступили в администрацию города. Распространители печатной прессы бьют тревогу и тоже пишут письма в Смольный, и даже в Минэкономразвития России. Ситуация критическая. Так, «Союз издателей и распространителей» только в Московском и Калининском районах лишился 50% торговых точек. Но чиновники решительно не намерены отступать.
В охранную зону инженерных сетей попадает около 70% всех временных торговых объектов Петербурга. Представители малого бизнеса заявляют, что таким образом две трети компаний, ведущих свою деятельность в мелких павильонах, будут уничтожены.
Для кого схема?
Неужели Смольный просто так возьмёт и уничтожит малый бизнес, приносящий бюджету Санкт-Петербурга каждый третий рубль? Например, Ашот Эфендиев, генеральный директор ООО «Монолит», подсчитал, что за счёт сокращений выручки только от сдачи площадей в аренду, ежегодные потери городского бюджета составят до 500 млн рублей. Скорее всего, речь идёт о переделе рынка мелкорозничной торговли Северной столицы.
В том, что ситуация в Петербурге — это банальный передел, мало кто сомневается. Иначе как объяснить, что предусмотренная постановлением правительства № 1045 «схема размещения нестационарных торговых объектов» не сохранила преемственность с «адресной программой размещения временных объектов потребительского рынка», действовавшей в Петербурге последние годы. Это значит, что на уже сформированный рынок могут легко зайти новые игроки, например, мелкая розница из Москвы и Ярославля. Ожидается, что предприниматели именно из этих городов получат большинство мест в новой схеме, а тысячи петербургских бизнесменов останутся у разбитого корыта. Уже известно, что в адресную программу благосклонно добавляются адреса по документам, поданным ранее неизвестными на рынке компаниями.
Назад в девяностые
Предприниматели считают, что массовые отказы в продлении договоров аренды стали поступать после встречи вице-губернатора Петербурга Игоря Дивинского с главами районов. Можно только догадываться, о чём шла речь на этом совещании, были ли там даны конкретные указания, с кем продлевать договор аренды, а с кем нет, но такое совпадение даёт повод задуматься о том, кто же на самом деле стоит за происходящим.
В то же время в городе всё чаще возникают стихийные рынки. Получается парадоксальная ситуация — Смольный сокращает зоны официальной, законной торговли и на месте выселенных торговых зон тут же появляются базары и развалы в стиле 90-х. Фрукты, вещи, торговля с ящиков и самодельных лотков без всякого контроля, разрешений и согласований.
Мнения:
Алексей Третьяков, сопредседатель Санкт-Петербургского независимого Координационного совета по малому и среднему предпринимательству:
— Постановление № 1045 — это продолжение политики Валентины Матвиенко, которая использовала Петербург как полигон для испытания технологий по установлению монополии торговых сетей. Мы сегодня — самый сетевизированный город России, и по доле торговых монополистов перегнали уже многие европейские столицы…
Сейчас есть две тенденции. Во-первых, речь идёт об уничтожении малого бизнеса, потому что торговые сети начинают терять сверхприбыли, а малый бизнес для них конкурент. Во-вторых — у нас существует рудиментарная система районных администраций, которые не имеют бюджета, поэтому им глубоко плевать на результаты экономической деятельности на территории, а их главы не избираются, поэтому им совершенно неважно и мнение избирателей.
Ольга Сергеева, директор по связям с общественностью НП «Союз малый предприятия Санкт-Петербурга»:
— Постановление № 1045 — это совершенно сырой и малообдуманный документ. Остаётся надеяться на хоть какое-то благоразумие властей и на то, что всё-таки будут приняты поправки, которых мы добиваемся целый год.

Автор: Антон Вольский, «Аргументы и факты — Санкт-Петербург», 08.08.2013.