Террасы вышли из тени

Нынешний летний сезон, в отличие от предыдущих, демонстрирует снижение числа уличных кафе. В комитете по управлению городским имуществом (КУГИ) говорят, что официальных договоров меньше не стало. Но чиновники не исключают, что на рынке просто стало меньше нелегальных террас, и связывают это с активностью комитета в борьбе с «нелегалами».
Сейчас у КУГИ заключено более 350 договоров аренды земельных участков, предоставленных для размещения сезонных объектов общественного питания, в том числе с выносными столиками, для размещения летних кафе, баров и так далее, из них в 2012 году — 77 договоров. В комитете заявили, что не наблюдают снижения активности предпринимателей в вопросах размещения летних террас. Более того, с целью создания долгосрочных арендных отношений в этом вопросе с 2012 года срок аренды земельных участков под размещение летних кафе был увеличен до пяти лет.
В КУГИ заявили, что также в настоящее время формируется новая схема размещения нестационарных объектов потребительского рынка в городе, в том числе и летних кафе. В рамках этой схемы разработан новый, упрощенный порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Петербурга и бизнес-сообщества при предоставлении в аренду земельных участков, основанный на возможностях региональной информационной системы «Геоинформационная система Санкт-Петербурга», который утвержден постановлением N 1045. В соответствии с этим порядком инициировать включение земельных участков в схему размещения объектов нестационарной торговли заявители смогут, используя «Геоинформационную систему Санкт-Петербурга», к которой есть доступ через интернет. Также заявители смогут в интернете отслеживать соблюдение сроков, стадии согласования и получить информацию о результатах рассмотрения заявки.
В комитете предположили, что количество летних террас уменьшилось за счет ухода нелегальных объектов. КУГИ с прошлого года начал активную борьбу с незаконно размещенными террасами. По данным экспертов, в прошлом году больше половины всех летних террас в городе были открыты нелегально.
Юлия Корчемная, старший консультант отдела стрит-ритейла Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, говорит, что летние террасы всегда пользовались большой популярностью среди посетителей ресторанов и кафе. «Поэтому большинство предприятий общепита при наличии технических возможностей старается организовать их в летний период времени. Более того, для ряда ресторанов и кафе наличие возможности организации террасы перед помещением является обязательным параметром при выборе объекта. При наличии летней террасы количество посетителей значительно увеличивается», — говорит она.
Госпожа Корчемная отмечает, что если снижение количества летних террас и есть, возможно, это происходит из-за сложной процедуры получения разрешения для открытия террасы. «Это требует большого количества согласований в различных государственных органах, в том числе в КУГИ, КГА и администрации района, а срок получения документации составляет не менее полугода», — говорит она.
В Colliers International Санкт-Петербург говорят, что практически любой ресторан летом стремится увеличить свои площади за счет террасы. В среднем такая терраса, рассчитанная на 20-50 мест, может увеличить выручку ресторана на 20%. Кроме того, как правило, террасы дизайнерски оформлены, и это работает как реклама: оценить атмосферу ресторана посетитель может уже издалека.
Однако в Петербурге построить летнюю террасу достаточно проблематично — слишком много нужно пройти согласовательных процедур. Ежегодно чиновники обещают упростить этот процесс, однако пока что ощутимых изменений в законодательстве нет.
Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН, говорит, что, если брать наиболее популярные улицы, в частности Невский проспект, то уменьшения количества террас неощутимо — практически у любого кафе или ресторана они есть. «Если говорить о подходящих участках под террасы, то следует отметить, что их немного и почти все они используются. Затраты на создание летней террасы, не считая согласования, невелики — не более $100-150 за квадратный метр. Что касается их эффективности, то они увеличивают поток клиентов на 30-50 процентов, в зависимости от площади террасы», — говорит она.

Юлия Чаюн,
«Коммерсантъ С-Петербург», 31.07.2013.