Прогноз не оправдался

Мини-отель, отель на час, меблированные комнаты... В центре Петербурга и ста метров не пройдешь, как наткнешься на объявление с гостиничными услугами. Хорошо, если это будет табличка с названием отеля, но часто видишь просто лист бумаги, приклеенный к водосточной трубе или прямо к стенке дома. В преддверии высокого туристического сезона хотелось бы подсчитать, сколько у нас в городе отелей с приставкой «мини».
На площади Пяти углов, что на пересечении Разъезжей улицы и Загородного проспекта, сразу две большие гостиницы. Оказывается, и этого мало. Идешь по Загородному и в первом же доме от площади у парадной жилого здания видишь табличку: мини-отель на третьем этаже. Поднимаюсь по не очень чистой лестнице и в самом деле обнаруживаю «отель», видимо, это расселенная коммуналка. Номер можно снять хоть сию минуту. Правда, на час или на пару часиков здесь комнаты не сдают. Когда выхожу на лестницу, мне подсказывают: попытайте счастья на четвертом этаже. Оказывается, там тоже гостиница с приставкой «мини», причем никакого отношения к отелю этажом ниже не имеющая, в чистом виде конкурент. И такая конкуренция – по этажам, по подъездам – по всему центру города.
– Согласно более или менее официальным цифрам, сегодня в Петербурге работает порядка 600 мини-отелей и малых гостиниц, – говорит директор Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Татьяна Гаврилова. – В принципе их может быть и больше, до 800 учреждений.
Цифру 800 называли еще два года назад, причем прогноз для малых гостиниц в начале 2011 года был неутешительным. Руководители ассоциации крупных петербургских отелей тогда предрекали, что в ближайшие годы востребованными в Петербурге останется не более 300 малых гостиничных предприятий. По их мнению, должны были выжить только те, которые «с удачной концепцией, хорошей локацией, достойной инфраструктурой».
Прогноз, похоже, не оправдался. Если пройтись по улице Марата, то даже на небольшом ее участке – от Кузнечного переулка до Разъезжей улицы можно обнаружить до десятка малых предприятий, в том числе работающих по принципу почасовой оплаты. На одной из парадных обнаруживаю кнопку «отеля на час», однако приятный голос в трубке в проходе в номера отказывает: «Мы работаем только по брони, у нас сформирован свой круг клиентов».

Кого поддерживать, а кого закрывать

Как нетрудно предположить, отношение горожан к подобным гостиницам, вдруг открывающимся в их домах, редко бывает позитивным. В свое время Валентина Матвиенко, будучи губернатором, среагировала на жалобы петербуржцев и в апреле 2011-го дала поручение провести проверку малых гостиниц на предмет их легальности и соблюдения санитарных норм. «Реальные мини-отели надо поддерживать, – заявила тогда Матвиенко, – а к тем, кто под их видом занимается нелегальным бизнесом, должны быть применены самые жесткие санкции». А главное: в 2011-м, по поручению губернатора, комитет по инвестициям и стратегическим проектам должен был подготовить проект постановления по созданию реестра всех мини-гостиниц Петербурга. Таким образом в этой сфере намеревались навести хоть какой-то порядок. Однако через три месяца в Смольный пришла новая команда, и создание реестра из списка первоочередных дел выпало. Порядок так и не навели.
– Реестр мини-отелей Петербурга мог бы формироваться по заявительному принципу, – предлагает президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Владимир Васильев. – И тогда власти имели бы возможность контролировать качество услуг, а мы со своей стороны – прозрачность ведения бизнеса. Но идея осталась нереализованной. И потому довольно сложно назвать точное количество «малых средств размещения», как нас именуют по ГОСТу, принятому в июле 2012 года. По моим прикидкам, если включать меблированные комнаты, сегодня таких отелей чуть более тысячи. Прирост составляет 10 – 15% в год.
При отсутствии реестра и хоть какого-то справочника по малому предпринимательству в гостиничной сфере остается исследовать эту область деятельности в Интернете. Там можно узнать немало интересного. Например, в некоторых малых гостиницах Петербурга есть номера на 6 – 8 человек, причем мужчин и женщин поселяют вместе. Цена невелика: от 500 до 700 рублей за ночь. При размещении по половому признаку стоимость возрастает. Отдельный раздел в Интернете посвящен отелям на час. Цена за номер на часок тоже доступная: от 600 до 1000 рублей. Впрочем, достоверность сведений надо в каждом случае проверять лично.
– Интернет – опасное место в смысле получения достоверной информации, – предупредил Владимир Васильев.

Тысяча – не предел

Кстати, ассоциация Васильева объединяет только 80 малых гостиниц Петербурга, значит, еще более 900 практически никем не контролируются. Если не считать «плановых проверок» пожарных, санитарных врачей да полицейских, когда их вызывают выведенные из себя петербуржцы, вдруг оказавшиеся соседями с гостями номерных предприятий.
Между тем и в Российском союзе туриндустрии, и в Ассоциации малых гостиниц Петербурга утверждают, что тысяча мини-отелей для нашего города далеко не предел.
– Сейчас Петербург приближается к показателю 7 мест гостиничного размещения на 1000 жителей, а если взять, к примеру, такую страну, как Исландия, то там 45 мест на 1000 жителей. Потенциал для роста очевиден, в том числе и для малых гостиниц, – считает Татьяна Гаврилова.
При этом организовать мини-гостиницу, по утверждению специалистов, не так уж сложно.
– Нужны только желание и наличие определенного количества средств. Все остальное решаемо, в том числе и согласования у чиновников. Для меня, например, открыть новый мини-отель труда не составит. Если соберетесь, приходите, я вам его быстро организую, – предлагает Владимир Васильев.
За предложение, конечно, спасибо. Но пока предпочитаю остаться на стороне пользователей предприятий гостиничной сферы. Кстати, опыт в этом уже накопился, правда, больше заграничный. В другой стране определиться с легальностью отеля, качеством услуг и достоверностью информации о нем гораздо проще, чем в родном Петербурге.
При этом действенные формы управления большим и малым бизнесом появляются и в нашей стране. У страховщиков, строителей и в других деловых сферах бизнеса неплохо зарекомендовали себя саморегулируемые организации. Достаточно объединить все предприятия малых средств размещения под одной «крышей» – саморегулируемой организации, которая сама бы отвечала за деятельность своих членов, предприятий, в нее входящих, – без чиновников и полицейских. Тогда бы и реестр сам собой сформировался, и информация об их деятельности была гораздо более достоверной.

Олег Рогозин,
«Санкт-петербургские ведомости», 13.03.2013