В «шашечки» — без правил

В «тени» — теплее
В конце позапрошлого года перевозчикам обещали: с января 2012-го у них будет и закон, и порядок. А у потребителей – доступное и, главное, безопасное такси вместо вездесущих «бомбил». Но практика показала, что едва ли десятая часть этих намерений была реализована.
Ситуацию на рынке таксомоторных перевозок в целом отражает исследование, которое недавно провел Фонд защиты прав потребителей «Белый город». Его итоги представили депутатам ЗакСа. Акцент эксперты сделали на обслуживании ключевых транспортных узлов – аэропорта и железнодорожных вокзалов.
Итак, если прежде, до вступления в силу закона, весь рынок можно было условно поделить на «белый» (такси со своим автопарком или армией «пристяжных» водителей на личных авто) и «бомбил», то сейчас появились новые прослойки. Так, «черный сектор» никуда не делся: количество «извозчиков» без разрешений на работу, а также действующих под эгидой диспетчерских «из интернета» по-прежнему трудно поддается исчислению.
При этом появился так называемый «серый рынок». Это те, кто получил разрешение на работу такси в качестве индивидуальных предпринимателей. Напомним, что разрешение на работу в такси в Петербурге выдается бесплатно, хотя таксисты почему-то упорно направляются в Единый центр документов и выкладывают немалые деньги.
Так вот сейчас они работают в одиночку, самостоятельно «рекламируя» свои услуги через раздачу визиток, в интернете или посредством «сарафанного радио». Либо – что гораздо чаще – сотрудничают со службами такси и пользуются их базой для техобслуживания. В Петербурге таких машин восемь тысяч. Очевидно, что часть из них – это вчерашние «бомбилы».
«Серая» прослойка появилась после того, как законодатели разрешили привлекать к работе в такси любой транспорт, а не только тот, что находится в собственности или лизинге компаний. Люди работают, и заранее подозревать их в нарушении требований закона (в части ТО, медосвидетельствования и так далее) было бы, наверное, неправильно. Вместе с тем, чиновники полагают, что некоторые новоиспеченные «предприниматели», обзаведясь документами для работы в такси, затем пошли в налоговую и аннулировали регистрацию в качестве ИП. Как будто бы в ответ на то, что государство с этого года изрядно повысило фискальную нагрузку на «ипэшников»...
Комитет по транспорту намерен обратиться к налоговикам с просьбой выяснить, сколько обладателей разрешений на работу в такси являются настоящими предпринимателями, а сколько – липовыми. Сами же выйти в «рейд по ИП» транспортные чиновники не могут: по закону, проверить «индивидуала» можно только через год. Вот они и работают до первой проверки.
«Белые» под ударом
Зато проверить наличие разрешений, «шашечек», базы ТО и прочего у организаций такси, то есть, исключительно «белых» перевозчиков (их парк в Петербурге насчитывает порядка 1500 машин), – проще простого. И, пожалуй, сейчас они – единственные, кто действительно вынужден выполнять и выполняет все требования закона, связанные с безопасностью, качеством и прочими категориями, и несут повышенные затраты в сравнении с той частью рынка, что работает нелегально или полулегально. Перевозчики только вздыхают: законодатель хотел как лучше, но закон «ударил» по тем, кого обещали поддержать.
«Черные» и «серые» перевозчики, которые порой мимикрируют под известные в городе бренды такси (вплоть до того, что водители вешают на себя бейджики с их названиями и зазывают пассажиров в аэропорту и на вокзалах), еще не главная беда таксомоторного рынка. Эксперты по итогам интервью с перевозчиками, да и сами таксисты открыто говорят о «коррупционном давлении» со стороны представителей правоохранительных органов. Таксисты рассказывают, что, например, встречать пассажиров с Московского вокзала лучше всего в районе «Галереи» – за места на ближних подступах надо заплатить полиции. Похожая ситуация на Ладожском и Балтийском вокзалах.
А в Пулково другая беда, жалуются перевозчики: или ждать пассажира «на задворках», или платить 150 тысяч управляющей компании, которая заведует таксомоторным обслуживанием воздушных ворот Петербурга, и отчислять ей 20% от стоимости каждого заказа.
Под единый стандарт
Единого рецепта, как навести порядок на рынке «после закона», у экспертов нет. Очевидно, например, что надо коренным образом изменить систему проверок. По словам замначальника Управления на транспорте МВД России по СЗФО Андрея Умнова, сейчас его структура – единственная из числа правоохранительных органов, кто противостоит нелегальным таксистам. ГУ МВД пытается подключиться, но у них слишком много другой работы.
Предложения есть и у чиновников. Например, принять, наконец, городской закон о такси, которого сейчас нет только у Петербурга и Ингушетии. Вписать в него какие-либо ограничения на выдачу разрешений нельзя – федеральный закон не позволяет. Но, например, можно потребовать красить такси в единый цвет. Как в крупнейших столицах мира, а в скором времени, возможно, и в Москве, где мэр Сергей Собянин в преддверии Дня таксиста пообещал перевозчикам много хороших вещей – от единого желтого цвета до выделенной полосы.
Один из плюсов единой цветовой гаммы – узнаваемость легального такси среди пассажиров. Но минусов больше. По словам руководителя такси «Мерседес» Андрея Белова, перекраска машины – это и полная смена пакета документов, и простой автомобиля как минимум на две недели. Финансовые потери перевозчик оценил в 150–200 тысяч с каждой машины. «Проще уйти в «черный рынок», – невесело шутит Белов. А руководитель «Такси 6000000» Алексей Эвентов считает, что апеллировать к опыту Европы здесь не стоит: «Там лимузин дешевле вызвать, чем такси».
Более своевременным выглядит намерение Комтранса навести порядок с парковками. По словам зампредседателя комитета Андрея Лызина, можно, например, ввести на парковках в районе транспортных узлов ограничения по времени стоянки, чтобы драгоценное городское пространство не занимали сутками «скучающие» представители таксомоторных компаний, у которых страдает логистика.
Как вариант чиновники рассматривают и возможность регулирования тарифов на услуги такси. Какие это решит проблемы? Как поясняет Лызин, одни компании четко работают с автопарком и он у них не простаивает. А некоторые перевозчики часами ждут появления клиента и в итоге пытаются перенести на него всю свою упущенную выгоду. Наконец, под эти расценки будут вынуждены подстраиваться нелегалы, иначе они рискуют быть обнаруженными.
В Москве мэр Собянин на днях выступил с такой инициативой – ввести единый тариф для начала хотя бы у вокзалов. Пассажирам это явно понравится. С перевозчиками глава столицы намерен договориться о тарифе к 1 июня.
Правда, может возникнуть загвоздка: чиновники петербургского комтранса признают, что перевозчики, которые будут нести убыток из-за регулируемого тарифа, будут вправе обратиться за возмещением из средств бюджета. А если не будет субсидий, в ситуацию вмешается ФАС.
Перевозчики и власти констатируют: как бы ни изощрялись «на местах», но если федеральный закон не станет более жестким к нелегалам, то на рынке таксомоторных перевозок будут сосуществовать три разных по «окраске» сектора. И так до тех пор, пока быть нелегалом будет выгодней, чем соблюдать требования законодательства.

Анна Беляева, БалтИнфо, 23.03.2013.