Петербург нуждается. В туристах

Петербургские туроператоры, работающие на прием, отмечают, что новогодне-рождественский турпоток в Северную столицу России снизился в этом году почти на 15%. А количество школьных групп из регионов, традиционно преобладавших в городе в это время среди туристов, упало практически на 20%. Загрузка питерских гостиниц в праздничные даты зависела от категории и достаточно широко колебалась — между 47 и 73 процентами (максимальный и минимальный показатели).
«Тенденция, безусловно, настораживает. Она в первую очередь свидетельствует о том, что усилиями отдельных предприятий туриндустрии сделать зимний Петербург популярным не удается», — считает директор СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова.
Одна из основных проблем (помимо высоких цен на турпакеты, разговоры о которых давно набили оскомину игрокам рынка), стоящих перед компаниями, занимающимися въездным туризмом, — визы для иностранных граждан. Российский союз туриндустрии пытается добиться хотя бы упрощения процедуры получения документов. В частности, в данный момент Министерство иностранных дел страны совместно с Ростуризмом рассматривают вопрос об исключении из перечня необходимых бумаг по крайней мере договора на оказание услуг по туристическому обслуживанию. Кроме того, правило безвизового въезда на 72 часа на территорию России предлагают распространить не только на путешественников, прибывающих на паромах. Предполагается, что его можно применять и для тех, кто прилетает на самолетах в крупные аэропорты, имеющие международные терминалы. В первую очередь речь идет о Москве, Петербурге и Казани.
В январе 2013 года Министерство транспорта вывесило на своем портале законопроект, предполагающий безвизовый 72-часовой режим для тех, кто приходит в страну на борту спортивных парусных и прогулочных судов. Одновременно Министерство культуры разрабатывает документ, согласно которому участникам различных культурных мероприятий, фестивалей, конкурсов, спортивных состязаний можно будет находиться в России до 10 дней, не оформляя соответствующих документов в дипмиссиях.
Для Петербурга же ситуация со своим продвижением в данный момент осложняется тем, что профильное ведомство, отвечающее за туризм, находится в переходном периоде. В течение прошлого года туристический кластер то передавали из экономического блока Смольного культурному, то возвращали обратно, а в итоге все же созданный вновь комитет по туризму пока остается без руководителя.
До начала всех этих пертурбаций за развитие этого сектора экономики города отвечала заместитель руководителя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Марианна Орджоникидзе.
Планомерная реклама города за рубежом началась, пожалуй, в 2007 году. Тогда Смольный выделил 1 миллион евро. Такова была стоимость кампании под слоганом No bears, just beauties («Нет медведей, только красоты»). Больше 300 рекламных щитов с такой надписью и фотоколлажами установили в аэропортах и на улицах Лондона, Амстердама и Парижа. Дальше был ролик с медведями, бегающими по Эрмитажу, который оскорбил чувства директора музея Михаила Пиотровского.
Любопытный факт: на продвижение Смольный на протяжении последних лет тратил немалые средства. А в октябре 2012 года «Фонтанка» выяснила, что глава петербургского фонда Rizzordi Виталий Рицци является сыном главы управления по туризму комитета по инвестициям и стратегическим проектам Марианны Орджоникидзе. По данным аналитической системы «СПАРК-ИНТЕРФАКС», он владеет некоммерческим партнерством «Ассамблея международного сотрудничества промышленников», которая периодически выигрывает тендеры комитета по организации участия комитета в международных туристских выставках.
Так, в 2011 году компания Виталия Рицци помогла ведомству представить Петербург на выставке во Франкфурте (контракт стоимостью 4,1 млн рублей), Дубае (4,7 млн). В 2012 году партнерство получило право отвезти делегацию комитета на выставку в Грецию (3,2 млн рублей), Париж (4,2 млн), Берлин (4,3 млн), Токио (5 млн), Пекин (5 млн), Москву (3 млн).
Одни из самых крупных заказов, полученных Ассамблеей международного сотрудничества промышленников, исчисляются 13 миллионами рублей. В 2011 году эти средства были потрачены на создание Контакт-центра (не менее 30 специалистов) для туристов на русском и 7 иностранных языках. В 2012 году идентичная сумма ушла на то, чтобы в Петербурге опять дала о себе знать «Служба ангелов» — молодые люди в белом, оказывающие туристам помощь на улице. Видеть их можно было, например, с 1 октября по 15 декабря 2012-го на территории Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов.
Возможно, все эти меры и дали эффект — по данным КИСП и РСТ в 2006 году Петербург посетило 4,6 миллиона туристов, из них 2,5 миллиона — иностранные граждане. В 2009-м только иностранцев было уже 5 миллионов. В 2012-м цифра уже подошла к 6 миллионам. Но, скорее всего, дело в росте круизного туризма, связанном как раз с безвизовым въездом для такой категории гостей города. Серьезный спад же наметился зимой 2012 — 2013 гг., по окончании навигации.

Мария Цыганкова, «Фонтанка.ру», 16.01.2013.