Аквабусам ищут фарватер

Навигация для аквабусов закончилась 31 октября. В этот день на каникулы ушли суда, обслуживающие «Курортную» линию (перевозчик – ООО «Русские круизы»). На два дня раньше встали на прикол аквабусы «Приморской» линии (ООО «МБС»). Первым еще 20 октября завершил работу перевозчик «Центральной» и «Невской» линий – ООО «ИнтерЯхтСервис». Сейчас идет расчет с транспортниками по субсидиям из городского бюджета: все лето они работали «на свои».
Эта навигация не обошлась без конфликтов. Например, между чиновниками Смольного и перевозчиками возникли разногласия по методике расчета бюджетной субсидии. Спор был улажен, но «осадок» остался: плавсостав ООО «ИнтерЯхтСервис» грозился выйти на забастовку, после чего компанию подвергли проверкам и оштрафовали на 4 млн рублей.
Главное, что беспокоило перевозчиков на старте сезона, – возможное резкое снижение пассажиропотока из-за роста стоимости проезда в аквабусах аж в два раза. Такого удорожания не видел еще ни один транспортный тариф.
По логике принимавших решение властей, на «водных маршрутках» катается много туристов, почему бюджет должен их спонсировать? Доводы перевозчиков – «какой турист поедет в Рыбацкое?» – действия не возымели. У чиновников нашелся контраргумент: аквабусы в этом году впервые стали ходить по четкому расписанию, количество судов на линиях увеличилось, и все это должно было привлечь новых пассажиров.
Аквабусы: последний парад наступает?
Сейчас можно сказать, что правы были обе стороны, но худшие опасения все же не подтвердились. Как сообщили корреспонденту «БалтИнфо» в комитете по транспорту, если в 2011 году аквабусы перевезли 400 тысяч пассажиров, то в этом году ожидается не менее 400- 500 тысяч. Данные предварительные: транспортники и комитет пока ведут подсчеты. Но уже ясно, что пассажиропоток не уменьшился.
Перевозчики согласны с такой оценкой. «Пассажиропоток не упал», – говорит гендиректор ООО «ИнтерЯхтСервис» Денис Синочкин. «По предварительной оценке, результат положителен, наша линия набирает популярность», – отмечает советник гендиректора «Русских круизов» Виталий Новиков. А глава ООО «МБС» Мелик Саркисян считает, что без удвоения цены проезда итог навигации мог превзойти все ожидания. «В 2011 году мы перевезли 75 тысяч пассажиров – почти втрое больше, чем годом ранее. В этом году, даже с учетом серьезного повышения тарифа, перевезли порядка 70 тысяч человек, – то есть, пассажиропоток не упал. Но могли бы перевезти 120-130 тысяч», – говорит Саркисян.
По мнению перевозчиков, если бы город не поднял цену билетов, пассажиропоток в целом мог бы вырасти до миллиона человек. Ссылка Аквабусы: последний парад наступает? В комитете по транспорту корреспондента «БалтИнфо» заверили: власти заинтересованы в развитии проекта. По крайней мере, размер субсидий владельцам аквабусов, как ожидается, в следующем году не должен быть меньше. А в межнавигационный период чиновники намерены обсудить с перевозчиками ряд инициатив, с которыми выступают последние.
Аттракцион «аквабус». Недорого
Предложений много. Например, по срокам навигации. По мнению Дениса Синочкина, открывать сезон стоило бы в первой половине мая, закрывать – к октябрю. Сейчас, напомним, аквабусы работают с начала июня и до ноября. Новый график больше соответствовал бы потребностям пассажиров и избавил бы «частников» и бюджет от лишних затрат. Предложения по срокам навигации готовы внести и «Русские круизы».
Транспортники также надеются найти понимание в вопросах, связанных с флотом. «Петербуржцы тяжело привыкают ко всему новому, поэтому то, что им предлагают, должно быть проработанным изначально. Проекту аквабусов, например, мешают очереди летом на остановках: наши аквабусы вмещают всего 12 человек, желающих уехать много больше», – говорит Денис Синочкин. По его словам, компании по силам вывести на линии 36-местные скоростные суда (которые, кстати, уже презентовали чиновникам). Новый флот готовы использовать и ООО «МБС», и ООО «Русские круизы». Но надо получить гарантии поддержки проекта от властей.
Перевозчик «Курортной» линии вместе с партнерами (ОАО «ЦКБ по СПК имени Алексеева» и ОАО «НПП «Радар ММС») готов построить десять судов вместимостью не менее 70 человек. «Флот на речных перевозках немолодой, средний возраст «Метеоров» – 30-40 лет. Корабли требуют постоянного ремонта, некоторые запчасти к ним уже не выпускаются», – говорит Виталий Новиков. По его словам, использование нового флота повысит рентабельность перевозок до 15-20%, тогда как сейчас она не превышает 3%.
Перевозчик рассчитывает на помощь городских властей в реализации своих планов: консорциум предприятий, в который входят «Русские круизы», планирует обратиться в Минтранс с просьбой о субсидировании из бюджета ставки по лизингу новых судов. За поддержкой этой инициативы партнеры также намерены обратиться в комитет по транспорту Петербурга.
Аквабусы на мели
По мнению экспертов, главное, на что должны решиться власти, – это пересмотр маршрутов аквабусов. Без этого ни новый, ни действующий флот не смогут работать эффективно.Перевозчик «Курортной» линии, например, говорит о пяти новых маршрутах, которые свяжут город со «спутниками» и районами, где сейчас активно идет строительство жилья, но остро ощущается дефицит сухопутного транспорта. Например, водный транспорт «просится» на линию от центра города до «Балтийской жемчужины», кварталов новостроек Ломоносовского района, Стрельны. Явно не хватает судов и в направлении на Кронштадт.
Аквабусы могли бы облегчить участь жителей Васильевского острова в связи с реконструкцией мостов. А еще перевозчики уже не раз говорили, что пассажиров паромов, приходящих в порт «Морской фасад», тоже могли бы перевозить аквабусы. Ведь для «разгрузки» только одного парома надо не менее сотни автобусов, которые будут чадить на загруженных улицах Васильевского острова. Так почему бы не пересадить часть пассажиров «на воду»?
Коррекция нужна и существующим маршрутам. По словам Мелика Саркисяна, «Приморскую» линию, например, давно пора продлить до Парка 300-летия Петербурга. Пассажиры, по его словам, завалили капитанов такими просьбами. Как говорят перевозчики, маршрутную сеть аквабусов надо в целом сделать более удобной для пассажиров, состыковав водные линии с другими видами транспорта.
Сезон аквабусов завершился в Петербурге досрочно
…Все эти вопросы транспортники надеются обсудить с чиновниками до следующей навигации. Эта дискуссия, считают они, будет «переломной». «Мы уже третий год работаем на городских маршрутах и, кажется, все, наконец, разобрались в том, каким должен быть городской водный транспорт, и пережили детские болезни. Все, что нужно проекту сейчас, – это встречное движение от городских чиновников», – резюмирует Денис Синочкин. «Будет поддержка, будут новые маршруты – аквабус будет жить. В противном случае придется распродать суда все до одного», – заключает Мелик Саркисян.

Анна Беляева, BaltInfo, 05.11.2012.