Шесть кругов ада для петербургского предпринимателя

Первый круг ада: бюрократы

Петербургский предприниматель Роман Курбатов (сеть вегетарианских кафе «Троицкий мост») говорит: больше всего претензий – к чиновникам районных администраций, к КУГИ, к Кадастровой палате. «КУГИ имеет возможность убить любой бизнес: с вами расторгают договор – и вам становится негде заниматься предпринимательской деятельностью». С администрацией Василеостровского района Курбатов в свое время много навоевался: по версии бизнесмена, район несколько лет назад «зачищали» от мелкой розницы в пользу торговых сетей. «В нашем случае это не удалось сделать, но огромное количество мелкой розницы посносили», — говорит бизнесмен. От Кадастровой палаты Курбатов тоже настрадался. «Пришли замерять участок – вдруг откуда-то насчитали лишние 680 м. КУГИ по этому поводу уже проиграл нам 3 суда, теперь Кадастровая палата еще 3 проиграет», — сообщает бизнесмен, уточняя, что на судебные тяжбы уходит масса времени.
Проблемы с бюрократами возникают и у отельеров. Генеральный директор отеля «Балтия» Николай Нагач отмечает, что существующая система согласования проектов очень серьезно тормозит строительство новых гостиниц. «Оформление права собственности на здание заняло у нас несколько месяцев. А одна проблема влечет за собой другую. Например, без регистрации права собственности на объект мы не могли заключить договор аренды, без которого не выдают лицензию на продажу алкоголя и разрешение на установку кассового аппарата. Удивляют даже не сами проблемы с долгим согласованием, а полное отсутствие механизмов воздействия на чиновников. Иногда протест приводит к обратному результату», — говорит Нагач.
И даже социальные проекты, связанные, например, с детьми, наталкиваются на проблемы бюрократического толка. «Когда мы открывали один из проектов, попытались обратиться за помощью к городской администрации: в Rомитет по образованию, в Rомитет по культуре, в КУГИ. Чтобы они посодействовали в подборе помещения – на более выгодных ставках, нежели для коммерческих предприятий. Нам сказали: девочки, вы поздно пришли, год детей уже закончился», — говорит совладелец проектов «Сказкин дом», «ЛабиринтУм», «Кидбург» Оксана Орлова.

Второй круг ада: подключение к электросетям

«Невозможно открыть малый бизнес, не имея готовых объектов недвижимости с подключенными сетями. Брать кредиты на это – разорение. Стоимость подключения зашкаливает: от 20 до 50 тысяч рублей за справку на мощность 1 киловатт энергии», — говорит Роман Курбатов.
Предприниматель Игорь Коренков подтверждает: то, через что вынужден пройти малый бизнес для подключения к сетям, — это «катастрофический беспредел». «Мало того, что все это отнимает огромное количество времени. Так дело и в другом: в каждый киловатт/час заложена прибыль, которая идет на развитие энергосистемы. Наши же энергетики помимо этого требуют платить по 1 тысячи евро за киловатт/час. Любое мало-мальское производство меньше, чем на 20-30 киловатт существовать не может. Плюс стоимость работы на подведение сетей. Это грабеж. А если вы потом переедете – мощности эти потеряете».

Третий круг ада: водопровод и отопление

Канализирование и водопровод, по словам Игоря Коренкова, связаны с более щадящими процедурами, нежели подключение к электросетям – но приятного все равно мало. Предприниматель говорит, что процедуры согласования – долгие, а сами работы – дорогие: «Это потому что рынок монополизирован. Они сидят в своих кабинетах, нога на ногу, и над тобой издеваются».
В том, что касается отопления предприятий, по мнению Коренкова, царит полный «Советский Союз». «Вы не можете сами построить себе котельную, потому что согласования слишком сложны. Если же подключаетесь к теплу – выходит непомерно дорого: как правило, помимо собственного предприятия вы фактически оплачиваете еще несколько соседних домов. И ладно бы деньги шли на развитие отрасли… но они же разворовываются!», — уверен предприниматель.

Четвертый круг ада: ветеринария и Роспотребнадзор

С отдельным ворохом проблем сталкиваются предприниматели, занимающиеся пищевым бизнесом. Ветеринарные службы, говорит Игорь Коренков, — головная боль номер один для них. «Там доходит до того, что для того, чтобы в одном цехе переложить мясо с одного стола на другой, — нужна справка. На каждом предприятии должен быть ветеринар, его надо содержать. Каждая его справка стоит огромных денег. Там масса сложностей, которые не дают нормально работать. Маленькое предприятие в среднем тратит 100 тысяч рублей на одну только ветеринарную службу», — уверяет Коренков.
Зачастую бизнес просто отказывается от дополнительных опций – чтобы не сталкиваться каждый день с непомерными требованиями. Так, по мнению Оксаны Орловой, многие требования, предъявляемые к предпринимателям, абсолютно не разумны: «Например, мы хотели на территории нашего центра открыть общепит. Но с учетом условий, которые необходимо для этого соблюсти, решили просто отказаться от этой идеи».

Пятый круг ада: пожарные

«Несмотря на закон о том, что внеплановые проверки могут осуществляться только с санкции прокуратуры – они проходят часто, и практически без санкций», — рассказывает Роман Курбатов.
Игорь Курбатов подтверждает слова бизнесмена: «Пожарные сами же напишут донесение на какое-либо предприятие – и сами приходят. У нас были такие случаи. Начинали выяснять: кто конкретно написал жалобу? А никто не писал. Сейчас у них огромные полномочия. Выставляют гигантские штрафы, закрывают предприятия. И ни для кого не секрет, что у нас практически все предприятия платят проверяющим структурам».

Шестой круг ада: крупные торговые сети

Это «бич» для мелких торговцев розницей. Игорь Курбатов подозревает сговор больших сетевиков с чиновниками на местах. Схема, по версии предпринимателя, может выглядеть так: «Все сети принадлежат иностранным владельцам. Они находятся под покровительством западных держав. Те договариваются с российскими чиновниками высокого ранга. Можно вспомнить хотя бы тот факт, что при Матвиенко огромные территории отдавались торговым сетям бесплатно. Дальше такие сети берут только продукцию иностранных производителей. И даже если вы видите на полках названия российских брендов – это не значит, что владелец такого бренда русский предприниматель. Прибыль от торговли идет за границу. А продукцию российских предпринимателей торговые сети просто не берут. Нам, например, торговые агенты так прямо и говорили: им запрещено брать российскую продукцию».

Мнение эксперта: а поможет ли предпринимателям бизнес-омбудсмен?

Яна Боровицкая, координатор Лиги арендаторов госимущества (ЛАГ): «Омбудсмен создается органами власти. Сама власть признает, что предпринимателя необходимо от нее защитить. Но при этом омбудсмена финансирует орган власти, от которого омбудсмен должен защищать предпринимателя. Реальная защита необходима в форме независимого общественного союза, который не финансируется властями, но который власть обязана выслушивать, и с которым обязана вступать в диалог.
Свежее доказательство тому, что все именно так и происходит. На уровне Российской Федерации в должность омбудсмена по правам предпринимателей вступил Борис Титов. На сегодня предусмотрено декларирование продажи розничной алкогольной продукции. Это сырой документ, неправомочно принятый и до сих пор не опубликованный. Но в нем указан срок сдачи деклараций: до 20 сентября 2012 года. Органы власти в Петербурге к этому еще не готовы – но предприниматели уже должны озаботиться. С этим вопросом мы обратились через депутатов Госдумы, в частности, Оксану Дмитриеву, к господину Титову: с просьбой, чтобы он нас защитил. Потому что все письма, например, в правительство РФ с жалобами на Росалкогольрегулирование переадресовывались, собственно, в Росалкогольрегулирование. К Титову мы обратились в июле. К сожалению, реакция была нулевая. На сегодня статус этого омбудсмена – не защита предпринимателей от власти. А защита органов власти от предпринимателей».

Юлия Галкина, «Мой район», 24.08.2012.