Из «гетто» – в кластер

Вывести малый и средний бизнес из своеобразного «гетто» помогут коренная смена акцентов экономической политики и включение МСП в качестве главного драйвера роста во все программные документы правительства.
Сейчас в нашей стране ведут борьбу за выживание, по данным Росстата и налоговой службы, 5, 7 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 1, 6 млн. юридических лиц и 4, 1 млн. индивидуальных предпринимателей. После всплеска почти на 10% в 2009 г. общее количество субъектов МСП за прошлый год выросло лишь на 2%. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составляет 16, 3 млн. человек, 12, 2 млн. из которых трудятся в компаниях, являющихся юридическими лицами. По итогам 2010 г. показатель занятости увеличился менее чем на 1%.
Налицо снижение темпов роста малого и среднего предпринимательства на фоне сокращения бюджетного финансирования. В нынешнем году государство, по словам директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Натальи Ларионовой, выделило на программы поддержки МСБ более 20 млрд. руб., а на 2012 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в размере менее 6 млрд. Мировая же практика показывает, что большинство эффективных программ стоит намного дороже — от 1 млрд. евро и выше.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, отметил вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, в существующем виде зачастую не достигает цели и порождает иждивенческие настроения. Средства, предназначенные для поддержки МСБ, перечисляются в регионы вместе с другими федеральными субсидиями и нередко используются местными администрациями для покрытия кассовых разрывов бюджетов.
Между тем проблемы малого и среднего бизнеса гораздо глубже, чем сокращение государственного финансирования. Сложившаяся в последние годы модель государственной политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства, по оценке вице-президента «ОПОРЫ России» Виктора Климова, заведомо неэффективна и не позволит достичь целевых показателей роста сектора МСП, обозначенных в стратегических документах страны.
Сегмент малого и среднего бизнеса рассматривается отдельно от структурных преобразований российской экономики. Реализуя программы поддержки МСП, устанавливая определенные льготы и преференции, государство по сути формирует «гетто» для малого и среднего предпринимательства. Его ресурс ограничен и в ближайшем будущем будет исчерпан.
Увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП и рост численности занятых в секторе МСП невозможны за счет отдельных точечных мер, не связанных со структурными преобразованиями экономической системы в целом, полагает вице-президент «ОПОРЫ России». Требуется перестройка всей экономической парадигмы, где главным драйвером экономики на уровне важнейших программных документов страны станет малый и средний бизнес. Соответственно одной из ключевых задач экономики лидерства и инноваций будет создание конкурентной среды и благоприятного предпринимательского климата.
По мнению руководителя экспертного совета «Деловой России» Александра Осипова, малый и средний бизнес должны стать одной из основ новой российской экономики. В секторе МСП сегодня много динамичных, быстро развивающихся компаний, многие из которых выходят на мировые рынки. К сожалению, государственная поддержка пока имеет фрагментарный характер и не затрагивает огромные категории предприятий.
В. Климов острейшей проблемой малых и средних предприятий называет значительное сокращение численности трудоспособного населения. К 2025 г. его численность, согласно прогнозу Росстата, уменьшится на 14 млн. человек, или на 16%. Такой обвал ресурсной составляющей рынка труда за столь короткий период невозможно возместить за счет внедрения инноваций и реструктуризации экономики.
От кризиса на рынке труда в первую очередь пострадает малый бизнес, поскольку не сможет конкурировать с крупными компаниями в борьбе за привлечение высококвалифицированных кадров. Эксперты «ОПОРЫ России» уверены, что государство в ближайшее время должно принять Стратегию миграционной политики в Российской Федерации, важнейшим приоритетом которой станет облегчение доступа малого и среднего бизнеса к трудовым ресурсам. Нужно существенно модернизировать действующую систему формирования квот на привлечение иностранной рабочей силы, предоставив возможность в первую очередь малым и средним предприятиям участвовать в этом процессе.
Наконец, необходим качественный мониторинг «отраслевого портфеля» малого и среднего бизнеса, который целесообразно «наложить» на серьезные исследования экономики регионов для выявления их конкурентных ниш.
Кластерный подход должен активно использоваться при формировании государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса. Он позволит сочетать на уровне регионов другие элементы экономической политики, направленные на технологическую модернизацию компаний, развитие инноваций и привлечение мигрантов.

Дмитрий Титов,
Экономика и жизнь), № 32, 19.08.2011

Справка «Новостей малого бизнеса»:
Власти Петербурга называют создание кластеров одним из приоритетов развития городской экономики. Как сообщали «Новости малого бизнеса», на четвертой российско-германской конференции по малому и среднему бизнесу бизнесмены назвали три перспективных для совместной работы кластера: здравоохранение, энергоэффективность и автопром. Из них в Петербурге представлены два – фармацевтический и автомобильный, в которых может найтись место и для «малышей». Так, по мнению заместителя председателя КЭРППиТа администрации Санкт-Петербурга Кирилла Соловейчика, нужно увеличить долю СМП, осуществляющих деятельность в сфере производства, а также экспортно-ориентированных СМП. В этой связи перспективно формирование условий для вхождения СМП в технологические цепочки крупных промышленных предприятий, в том числе автогигантов.