Почему молодые предприниматели бегут из России

Это на четверть миллиона больше, чем в первые годы после краха советской империи, когда страна находилась в плачевном состоянии. Теперь в стране стабильность и процветание, однако владельцы малого бизнеса, похоже, чувствуют себя в большей опасности, чем когда-либо, пишет Time.
Для тех, кто только начинает предпринимательскую деятельность, главная опасность — не конкуренция или банкротство, а визит коррумпированных чиновников, требующих взятки или предлагающих «крышу» за деньги. По данным министерства экономики, за один 2010 год россияне заплатили за «обеспечение безопасности» 581 млн долларов, что в 13 раз больше, чем в 2005 году. Практика показывает, что предпринимателей, отказывающихся платить за «крышу», ждет череда визитов пожарных инспекторов, налоговых аудиторов и полицейских, которые завалят их фирму штрафами и бюрократической волокитой. Если и тогда владелец откажется от сотрудничества, на него могут завести мелкое уголовное дело: небольшого тюремного срока обычно хватает, чтобы добиться желаемого. В отношении самых упрямых бизнесменов, чьи фирмы приглянулись конкурентам с хорошими связями, излюбленное оружие — рейдерский захват, или «маски-шоу». Эта тактика применялась в делах с политическим оттенком, в частности, при захвате НТВ и кампании по развалу ЮКОСа. «Маски-шоу» меньших масштабов редко удостаиваются упоминания в СМИ. Однако эти истории передаются из уст в уста или через интернет, быстро распространяясь в деловых кругах. Случай ведущей российской хостинговой компании «Агава», подвергшейся в феврале полицейскому рейду, в результате которого были закрыты все серверы компании, стал сигналом тревоги для многих предпринимателей. Другие компании, стремясь найти выход из этой проблемы, размещают свои серверы за границей. «Если так пойдет и дальше, то же самое может вскоре случиться и с большей частью российского среднего класса», — отмечает корреспондент Саймон Шустер, приводя данные опроса ВЦИОМ, согласно которому 21% россиян хочет уехать из страны. "Большинство из них — это молодые, образованные люди, уверенно пользующиеся интернетом, т.е. как раз такие, на помощь которых рассчитывает президент Медведев в деле создания российской версии «Силиконовой долины», — пишет газета. Главная проблема инновационного центра «Сколково» — найти достаточное количество новых высокотехнологичных компаний для работы в нем.
Пока этот вакуум заполняют огромные госкорпорации. В этом году корпорации открыли свое представительство в калифорнийском Мэнло-парке, чтобы привлечь молодые таланты и высокие технологии в Сколково, однако это предприятие не имело успеха. По словам консультанта венчурной компании, работающей в Силиконовой долине, Александры Джонсон, для поддержки инноваций необходима целая экосистема бизнес-инкубаторов, предпринимательства, менеджеров, а также верховенство закона. «Многие элементы этой экосистемы пока в России отсутствуют», — цитирует издание.
Теоретически «Сколково» должно создать такую экосистему и стать «суперкрышей» для молодых предпринимателей, защищая их от рэкета коррупционеров. «Не секрет, что полиция в России часто является скорее угрозой, нежели защитой», — приводит газета слова Алексея Ситникова, руководителя департамента международного сотрудничества фонда «Сколково». Поэтому фонд совместно с МВД работает над созданием «отдельной» полиции, а также санитарной инспекции и других бюрократических структур, которые не придут и не потребуют закрыть фирму.
«Но даже когда Сколково будет построено, это будет очень закрытый клуб, где расположится всего пара сотен компаний, которые сейчас отбирает группа экспертов», — признает издание. Тем временем многие предприниматели бегут на Запад, и мало кто из них собирается возвращаться, констатирует автор статьи.

Источник: Time, 20.07.2011.