Путина попросят оставить в аптеках анальгин и валокардин

Госрегулирование цен на жизненно важные лекарства заставляет аптеки отказываться от дешевых препаратов типа анальгина и валокардина: на них оптовики и аптеки почти ничего не зарабатывают. «Деловая Россия» и депутаты Госдумы РФ готовят письмо в правительство РФ с просьбой вывести из-под госрегулирования лекарственные препараты ценой до 50 рублей. И предлагают покупателям активно «стучать в прокуратуру и в ФАС» в случаях необоснованного завышения цен на лекарства в аптеках.
Государственное регулирование цен на жизненно важные препараты может обеспечить полное исчезновение из аптек дешевых лекарств. Среди препаратов, которые все больше вымываются с фармацевтического рынка,— лекарства ценой до 50 рублей. В этом списке такие привычные всем лекарства, как парацетамол, аспирин, валерьянка, атропин, активированный уголь, анальгин, валокордин.
Как объяснил 11 февраля депутат Госдумы, академик Сергей Колесников (подчеркнувший, что в данном случае не представляет мнения комитета по охране здоровья Госдумы), есть необходимость вывести эти дешевые и популярные, в основном отечественные лекарства из-под госрегуляции и госрегистрации цен, «так как иначе пропадает всякая рентабельность в их производстве» и в ином случае «они будут вымыты с рынка». Аптекам невыгодно продавать, производителям— производить низкорентабельные препараты. Отказываются доставлять эти препараты в регионы и оптовики. Обо всем этом депутаты и общественная организация «Деловая Россия» пишут в письме в адрес правительства РФ.
Исполнительный директор ассоциации российских производителей (АРФП) Виктор Дмитриев подтвердил факты повсеместного вымывании с полок аптек дешевых лекарств, с которыми производителю работать невыгодно. Госрегуляция, по его мнению, усугубляет этот процесс. Как сказал Дмитриев GZT.RU, доля лекарств дешевле 50 рублей на российском фармрынке сейчас составляет 7%, за 2010 год она уменьшилась на 1,5%, а объемы продаж упали на 4%.
«Аптекам тоже невыгодно работать с дешевыми препаратами,— заметил руководитель комитета по здоровью „Деловой России“, эксперт Давид Мелик-Гусейнов.— Только в 10% аптек Москвы можно найти дешевый отечественный эналарил по 20 рублей, но зато в 100% посетителю предложат самый дорогой аналог, и это будет импортный препарат».
Что касается регистрации цен на лекарства, по словам Дмитриева, на конец первой декады февраля Минздравсоцразвития зарегистрировал 98% поданных производителями заявок. Колесников считает, что вина в задержках регистрации лекарств из Перечня ЖНВ ЛП на 2011 год равно относится как к регулятору (поскольку первая декада января— мертвый период в госорганизациях), так и к производителям лекарств, задерживавшим досье на госрегистрацию.
Вопрос снят
10 февраля на заседании правительства РФ министр Татьяна Голикова сказала премьеру Владимиру Путину о том, что «на сегодняшний день зарегистрировано 8225 цен на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно важных. Из них по новому порядку зарегистрировано 506, из которых 206— это цены на лекарственные препараты, которые вошли в перечень жизненно важных только с 1 января 2011 года». Сегодня даже по этим лекарственным препаратам вопросы сняты, сказала министр по поводу задержек с регистрацией по отдельным «задержавшимся» лекарствам. Эксперты предложили впредь при задержках регистраций «по чувствительным лекарствам» просто продлевать производителю регистрацию, дабы препарат не исчезал с аптечных полок и из больничных аптек.

«Крайние»— пациенты больниц
Больше всего страдают от процесса госрегуляции именно больницы. Во-первых, им всегда нужны такие «неудобные» лекарства, как инфузионные растворы. Как объясняет Виктор Дмитриев, они неудобны дистрибьюторам для перевозок: тяжелы по весу, дешевы. Оптовики либо отказываются их перевозить, либо предлагают эту услугу за отдельную плату, поскольку маржа оптовика рассчитывается на стоимость лекарства, а не на их количество.
Второй аспект касается необходимости больницам и клиникам подчиняться сразу двум документам, регулирующим закупку лекарств. С одной стороны, ФЗ 94 вынуждает их закупать на аукционе самые дешевые, то есть не всегда самые качественные препараты, а с другой стороны, руки главврачей связаны Перечнем ЖНВ ЛП, ограничивающим выбор препаратов для лечения. Предложить же пациенту купить более дорогое и качественное лекарство или даже информировать о том, что таковое существует, врач тоже не может, и если делает это, то только на собственный страх и риск. Потому «Деловая Россия» и депутаты требуют вывести госпитальные лекарства из Перечня ЖНВ ЛП. «Врачам нужно дать возможность лечить теми лекарствами, которые они считают нужными, а не теми, которые удобны государству»,— сказал Мелик-Гусейнов.
Председатель совета по здравоохранению при общественной организации «Деловая Россия» кандидат фармацевтических наук Давид Мелик-Гусейнов Источник: общественная организация «Деловая Россия»
Госрегулирование эксперт считает мерой «нерыночной и вынужденной, но необходимой», «пока население оплачивает из своего кармана до 70% стоимости лекарств», а изменить ситуацию можно будет только с введением лекарственного страхования, «идею которого нужно всячески продвигать». По мнению Мелик-Гусейнова, снабжение госпитального сектора лекарствами «требует кардинальных перемен».
Как сказал депутат Сергей Колесников, ресурсы субъектов федерации и Минздравсоцразвития, выделенные на модернизацию здравоохранения, могут быть использованы в том числе и на улучшение снабжения больниц и клиник лекарствами.

В некоторых регионах цены выросли
Отчитываясь перед премьер-министром 10 февраля, министр Голикова отметила, что «на конец декабря у нас снижение цен в целом по Российской Федерации составило в амбулаторном сегменте 2,64%, в госпитальном— 2,58%. При этом в сегменте стоимости от 50 до 500 рублей снижение было 3,9%, свыше 500 рублей— 6,5%». Однако она была вынуждена признать, что произошло это не во всех регионах: «По итогам 2010 года цены выросли в Челябинской, Сахалинской областях, Республике Тыва, Красноярском крае. В амбулаторном сегменте и в госпитальном сегменте цены выросли в Камчатском крае, Архангельской области, Челябинской области и Республике Адыгея».
Эксперты предупредили 11 февраля, что и далее в обычных коммерческих аптеках можно ожидать повышения цен на препараты. «В оптовом сегменте повышение цен в январе на 4,2% по всем лекарствам уже произошло,— сказал Мелик-Гусейнов.— Сказалось повышение цен на энергоносители, на дизельное топливо и оплату труда. Дойдет ли оно в полном объеме до аптек и когда, пока сказать сложно. Пока аптеки сдерживают цены, повышение если и есть, то в январе составило 0,5–1%».
Однако закрытие в 2009–2010 году 10 тыс. аптек по России, о котором сообщили аналитики, должно насторожить власти, особенно если аптеки эти находятся в небольших и удаленных от Москвы населенных пунктах. «По данным „Аптечной гильдии“,— сказал Виктор Дмитриев,— чтобы прибыль аптеки была на уровне 4%, наценка для оптового и розничного звеньев должна быть не менее 29%, а в 2010 году она была 23–26%. Поэтому доля нерентабельных аптек выросла в России с 17 до 50%».
Дабы «за МКАДом» аптеки не закрывались, а именно они страдают от подорожания в первую очередь топлива, депутаты считают, что необходимо приравнять аптеки на отдаленных территориях РФ к социально значимым объектам малого бизнеса, а не считать их «торговыми предприятиями», как сейчас. Тогда изменение налогообложения позволит аптекам сдерживать цены на лекарства, считает академик Колесников. Что касается немотивированных взлетов цен на лекарства в аптеках, депутат предложил потребителям активнее «стучать в прокуратуру и ФАС» о таких фактах.

Ирина Власова,
GZT.ru , 11.02.2011 г.