Семь раз сходи

Как признала в минувшую пятницу министр экономразвития Эльвира Набиуллина, реальная оплата государственных услуг со стороны бизнеса в России в среднем на 40% превышает расценки, установленные нормативными актами. Что при этом важно, ни по одной услуге дело не ограничивается одним обращением. По данным МЭР, для решения какой-либо проблемы заявителю приходится обращаться в различные государственные инстанции в среднем более 7 раз. Предприниматели эту статистику подтверждают. Однако, по их подсчетам, бизнес переплачивает государству гораздо больше, чем известно в министерстве.
Г-жа Набиуллина также признала: порой заявителей вынуждают обращаться к различным посредникам. «Зачастую обращение к посреднику диктуется государственными органами власти как необходимое условие», – отметила министр. Результатом становится не только затягивание решения вопроса, но и дополнительные деньги за «сопутствующие услуги», цены на которые устанавливаются произвольно. В связи с этим глава МЭР подчеркнула: необходимо составить перечень «сопутствующих услуг» и установить запрет на требование госорганами тех услуг, которые не включены в этот список. Уровень цен на них также должен устанавливаться органами власти, считает г-жа Набиуллина.
Глава Минэкономразвития напомнила, что с 1 июля 2011 года чиновникам будет запрещено требовать у тех, кто обратился к ним за услугой, справок из других органов власти. «Нельзя будет посылать человека, обращающегося за услугой в госорган, за справкой в налоговую службу, Росреестр и т.д. Органы власти должны взаимодействовать между собой», – пояснила она. В настоящее время министерство занято разработкой концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011–2013 годы. Предполагается, что в результате ее реализации государственные институты станут работать так, чтобы гражданин тратил минимум времени, сил и ресурсов для получения государственных и муниципальных услуг, а предприниматель – для начала ведения бизнеса.
«Не знаю, что будет потом, но сейчас чиновники делают все, чтобы усложнить жизнь бизнесу, – сказала «НИ» по этому поводу член правления общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРа России», предприниматель Наталья Чудакова. – Понятно, что это приводит к тому, что издержки бизнеса повышаются. Я не думаю, что предприниматели переплачивают государству 40% от реальной стоимости его услуг. По моим наблюдениям, это гораздо больше, ведь порой затраты на решение подобных вопросов составляют до 50% от всего оборота бизнеса. И отказаться от этих «услуг» невозможно, особенно их оказывает аффилированная с государством структура. Эта такая прослойка между чиновниками и предпринимателями, которая, по сути, занимается рэкетом. Пока такие структуры существуют, процедура оказания госуслуг будет оставаться непрозрачной».
Действующий в стране механизм получения госуслуги г-жа Чудакова описала так: «Просто прийти и получить то, что ему нужно, предприниматель не может. Если он хочет платить по официальным расценкам (а это сравнительно небольшие деньги), его будут долго водить по кругу, отправляя от одного чиновника к другому, пока тот не замучается. Сроки рассмотрения заявления бизнесмена не будет соблюдать ни один чиновник. При этом на пути будут возникать некие фирмы, которые предлагают ускорить решение вопроса. Если же предприниматель изначально готов платить больше, чем официальный тариф, услуга действительно может быть оказана довольно быстро, но ее цена может и десятикратно превысить ее реальную стоимость».
В деловом сообществе сегодня вряд ли найдутся те, кто сомневается в необходимости наведения порядка в сфере госуслуг. В чем есть сомнения, так это в том, смогут ли предприниматели воспользоваться плодами разрабатываемой МЭР концепции – многие могут просто не дожить. Так, бизнесмен Дмитрий Кравченко из Ассоциации молодых предпринимателей соглашается с тем, что административные барьеры надо снижать, поскольку это повысит качество предпринимательской деятельности. Однако он уверен, что именно сегодня не чиновники проблема номер один для бизнеса. «Повышение страховых взносов – вот что действительно может убить бизнес, – рассказал он «НИ». – Это крайне не своевременная мера. Малый бизнес только-только после кризиса начал вставать на ноги, и в такой сложный момент повышается налоговое бремя. Я могу понять власти: нужно наполнять бюджет, но, возможно, в данном случае надо возложить большее бремя на крупные компании, нефтегазовые к примеру. Я искренне не понимаю, почему поставили под удар малый бизнес».

Евгения Зубченко, «Новые известия», 06.12.10.