Готов ли малый бизнес к «майдану»?

Около 40 тыс. представителей малого и среднего бизнеса митинговали против принятия нового налогового кодекса на майдане Незалежности в Киеве с 22 ноября.
Результатом запланированных нововведений в налоговое законодательство могло стать то, что около 1 млн. предприятий страны потеряли бы от 15 до 45% прибыли, а 500–700 тыс. из них вообще бы обанкротились. Предприниматели создали палаточный городок и разделились на два лагеря: одни требовали лишь наложения вето на налоговый кодекс, другие же добиваются еще и роспуска Верховной рады. В итоге президент Украины Виктор Янукович наложил вето на новый налоговый кодекс страны и распорядился разработать поправки к этому документу с учетом пожеланий бизнеса.
В России также произошло событие, которого бизнес ждал от власти целый год — с тех пор, как была изменена система начисления страховых платежей, которые должны были составить 34%, что разорило бы тысячи предприятий или перевело их экономику в тень.
Но своего майдана в России нет, а на митинги ходят, например, в Петербурге только изгнанные ларечники и работники рынков. Поэтому остальные недовольные политикой государства предприниматели предпочитали обсуждать наболевшее на круглых столах, съездах и конференциях.
Они делали это интенсивно целый год, прогнозировали, что малый бизнес уйдет в тень, количество рабочих мест сократится ровно на ту сумму, на которую увеличатся сборы. И вот результат: в своем послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев заявил, что малый бизнес, работающий в производственной и социальной сферах, будет обеспечен более низкой ставкой страховых взносов на ФОТ (фонд оплаты труда), которая составит 26% на 2 года. «Я принял решение для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сферах, предусмотреть двухлетний переходный период с установлением более низкой ставки взносов — на уровне 26%», — сказал президент.
Но, по оценкам «ОПОРЫ России», всего 17% малого бизнеса подпадает под эту меру. Поэтому для большинства проблема остается: из–за увеличения налоговой нагрузки работодатели решат уменьшить фонд заработной платы, что приведет к притоку в город еще большего числа нелегальных мигрантов.
Наряду с круглыми столами «ОПОРА России», например, организовывала всероссийскую акцию по поводу налоговой реформы с общим лозунгом «Пенсионная реформа придавила малый бизнес».
«В разных городах акции проходили в разных форматах», — рассказал Андрей Горюнов, заместитель председателя регионального отделения «ОПОРЫ России». В Петербурге предприятиям и ассоциациям были разосланы подписные листы. «Если есть диалог с властью, то он есть. Если диалог с властью пропадает, то мы как свободные люди можем предпринимать любые попытки, чтобы отстоять свои права, в том числе выйти на митинг», — уверен Андрей Горюнов. Он считает, что раз государство принимает законы, не беря во внимание интересы бизнеса, то и бизнесмены могут поступать «не социально», то есть участвовать в различных акциях протеста.
"Мы протяжении всего года «били в набат» по поводу повышения ЕСН. Нашими экспертами был подготовлен трехтомный отчет, в котором расписывались негативные последствия для всей экономики России, к которым приведет повышение социального налога, проходили круглые столы и конференции. А недавняя встреча совета «Деловой России» с министром финансов России Алексеем Кудриным была полностью посвящена «проблеме–2011», — говорит Эльгиз Качаев, председатель петербургского отделения «Деловой России».
«Если говорить о действиях украинских предпринимателей, то я считаю, что, конечно, выход „на майдан“ — абсолютно крайняя мера. И мы увидели, что правительство и президент могут услышать доводы предпринимателей. Конечно, озвученное президентом предложение является компромиссным. В то же время оно снимет напряженность среди предпринимательского сообщества, остановит многих от ухода в тень. Основной вопрос — как будет осуществляться администрирование льгот. Если будут нечеткие формулировки, предприниматели могут пострадать еще больше. Вот что представляется сейчас наиболее значимым и за чем стоит пристально следить», — добавляет Эльгиз Качаев.

Анна Джанибекова,
«ДП», 02.12.2010