Власти затягивают бизнесу пояс: последствия для экономики могут быть крайне негативными

Эти выплаты идут в три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. В 2005 году ЕСН, наоборот, снижали — с тех же 34% до 26%. Но, видимо, правительство не увидело эффекта от этой меры. Кроме того, опасных размеров достигает дефицит Пенсионного фонда РФ (оценивается примерно в 1,5 трлн. рублей), что вынуждает финансовые власти искать источники его пополнения. Бизнесмены же говорят, что и 26%-ная ставка недостаточна низка для того, чтобы получить массовые выплаты предпринимателей по социальному налогу. При более широком взгляде эксперты сходятся во мнении, что ждать серьезного роста экономики и ее диверсификации при таких мерах не приходится.
«Такие страховые сборы дестимулируют развитие несырьевых производств»
Представители бизнеса бьют тревогу. Но не все. Ошибочным решение поднять ставки по сборам называют представители несырьевого бизнеса. На неделе «Деловая Россия» изложила свою позицию министру финансов Алексею Кудрину. Бизнесмены считают, что повышение ЕСН до 34% будет более болезненным, в частности, для перерабатывающего сектора, который и так пока слаб в РФ. Под ударом и малые и средние предприятия с невысокими зарплатами. «Средняя зарплата, которая сегодня у нас в экономике существует (около 20 тысяч рублей), как раз и попадает в эту категорию», — говорит вице-президент организации Александр Галушка. Тогда как для крупных сырьевиков с их высокими зарплатами эффективная ставка страховых взносов составит не 34, а 17% (с годового заработка выше 415 тысяч рублей в год ставка сборов меньше), так как в случае с социальным налогом применяется регрессивная шкала.
Г-н Галушка привел данные опроса (проведенного совместно с Институтом Гайдара), согласно которому после повышения ставки по страховым сборам 25% предпринимателей планируют повысить цены на продукцию. Еще четверть опрошенных собираются уходить «в тень», чтобы снизить свои выплаты по соцналогу. Еще 21% планируют сокращать сотрудников и инвестиции. 16% будут вынуждены урезать добровольные соцпакеты (на ДМС, оплату занятий спортом и т.д.). «Повышение нормы отчислений в социальные фонды — мера спорная, — согласен Денис Дёмин, заместитель управляющего директора ИК „Ленмонтажстрой“. — По замыслу чиновников, она поможет увеличить доходы бюджета, однако не исключен и обратный эффект. В кризисный период бизнес и без того занимался оптимизацией налогов, вспоминая зарплаты в конвертах и двойную бухгалтерию».
Бизнесмены для сохранения перспектив диверсификации экономики предлагают хотя бы сохранить 26%-ный налог и при этом установить плоскую шкалу на него. За счет сбора ЕСН по текущей ставке со всего бизнеса будет расширена база, таким образом, отчисления во внебюджетные фонды вырастут. При этом, признавая проблему дефицита Пенсионного фонда, в «Деловой России» предлагают все начисления с зарплат свыше 415 тыс. рублей в год направлять именно на солидарную часть пенсии. Еще смелее было бы снизить ставку до 20% или ниже, чтобы получить существенное увеличение по сборам, как, например, было при снижении НДФЛ с более чем 30% до 13%.
Если говорить о макроэкономической оценке, то повышение ставки по ЕСН приведет к снижению темпов роста экономики на 0,7% ВВП, свидетельствуют подсчеты «Деловой России» и Института Гайдара. Фискальный эффект практически сводится к нулю при таком торможении. «За этими сложными расчетами отражается то, что мы все (бизнес) сегодня ощущаем», — подчеркивает Галушка.
Подобные опасения высказал в разговоре с Кудриным и глава «Сбербанка» Герман Греф. «Нельзя раздеть голого. Обирать сейчас малый бизнес, являющийся источником рабочих мест и экономического роста, невозможно», — сказал он на налоговой конференции, при этом добавив, что даже для «Сбербанка» новая ставка обернется потерей результатов более чем двухлетних стараний банка по оптимизации бизнеса.
Что будет с малым бизнесом?
Уж если Греф говорит о таких последствиях, то что же будет с малым бизнесом, применявшим упрощенную систему налогообложения? Ведь для них ставка страховых взносов возрастает с 14% до 34%. «Мы фактически целый класс уничтожаем, целую социальную страту, очень важную, таким повышением», — говорит о последствиях Александр Галушка. В сети слышатся и возмущения малых предпринимателей. Они видят, что такие налоговые действия идут вразрез с курсом, провозглашенным главой государства. «Мы договорились, поставили цель, что к 2020 году 60-70% активного населения страны должны заниматься предпринимательской деятельностью», — говорил президент Дмитрий Медведев еще в 2008 году на совещании по малому бизнесу.
«Мне кажется, результаты будут плачевными как для бюджета, так и для бизнеса, — считает Никита Кузнецов, зампредседателя комиссии „ОПОРЫ России“ по мелкорозничной и ярмарочной торговле. — Однако, может быть, именно это и приведет все-таки к большей самоорганизации предпринимателей? Ведь, по логике вещей, уж если поднимать налоги, то поднимать их для всех налогоплательщиков, а сейчас это сделано только в отношении хозяйствующих субъектов». При этом если поднимать ставки для всех налогоплательщиков, что было бы правильным, по мнению эксперта, то «граждане на своей шкуре ощутят, что такое наш госаппарат». «И реакция может быть не очень веселой, — говорит Кузнецов. — А сейчас власти пошли по простому пути — предприятия и предприниматели „не жужжат“, не объединены, молчат — ну и платите».
1 декабря «ОПОРА России» проведет неполитическую акцию о несогласии малого и среднего бизнеса с реформой ЕСН в сегодняшнем виде. Выльется ли возмущение предпринимателей в какую-то единую громкую реакцию, непонятно. Хотя мы видим, что происходит в соседней Украине, где новый Налоговый кодекс возродил «народный Майдан». На главной площади Киева, как во времена «Оранжевой революции», уже который день собираются тысячи людей — это представители малого бизнеса, которые работали по «упрощенке» и фискальная нагрузка на которых теперь серьезно возрастет. В своем протесте они намерены дойти для проведения референдума о досрочном прекращении полномочий президента и парламента, если власть не пойдет на компромиссы.
Российские бизнесмены при этом отмечают, что в РФ условия для предпринимателей хуже, в том числе и по соцналогу, нежели в той же Украине. Более того, в Казахстане все ставки налогов выше, к примеру — подобный нашему ЕСН социальный налог там равен 21%. А с Казахстаном у нас нет таможенных пошлин, то есть, по сути, товары, произведенные там, можно сравнивать с продукцией, произведенной в российских регионах. Естественно, отечественным производителям сложно выиграть в конкурентной борьбе на таких неравных условиях.
Однако каким бы жестким не был новый украинский налоговый кодекс, но он действительно модернизационный и должен содействовать развитию экономики страны. Так, документ вводит налог на недвижимость и налог на роскошь, о необходимости которых в России говорят давно. У нас — говорят, соседние страны — делают.
Бизнес предлагает правительству маневрировать
Бизнес надеется на более тонкую настройку налоговой системы. В «Деловой России» не предлагают, по сути, снизить налоги, но говорят о возможности маневрирования — перераспределения нагрузки и создания той «подушки» для бюджета и решения проблем дефицита внебюджетных фондов, которая позволила бы сохранить хотя бы текущую ставку в 26%. В частности, предлагается повышение акцизов на табак до уровня европейских стран (даже хотя бы до уровня стран Восточной Европы). Это приведет к получению дополнительных 600 млрд рублей в бюджет. Повышение акцизов на алкоголь даст еще 150 млрд рублей. И это при учете снижения потребления такой продукции. «Малый бизнес полезнее, чем табак!» — призывает к справедливости Галушка.
Кроме того, предлагается повышение НДПИ на газ до уровня налогов на «нефтянку» — это даст около 800 млрд рублей в год. Для нефтяных компаний предлагается изменить принцип налогообложения — на адвалорный, то есть для сбора НДПИ на нефть оценивать каждое месторождение дифференцировано, по его экономическим и технологическим характеристикам. То есть также уйти в этом сегменте от плоской шкалы, и более тонко настроить НДПИ. Вновь говорят и о налоге на недвижимость, подчеркивая, что Россия выбирает сложный путь, задерживая введение этого налога. Общий эффект от «налогового маневра», по смелым оценкам «деловороссов», может составить 3-3,5 трлн рублей.
Услышит ли власть — накануне выборов?
В целом, такая нагрузка на фонд оплаты труда социальными, пенсионными выплатами не характерна для развивающихся экономик, отмечают в «Деловой России». То есть для стран, ставящих перед собой задачу модернизационного развития. Повышая ставки по ЕСН Россия — в антитренде.
Минфин признает рациональность «налогового маневра», но Кудрин говорит, что для его осуществления необходимо 2-3 года, а то и больше. И все предложения бизнесменов не так просты с точки зрения реализации. Решение же по страховым сборам, заявляет Алексей Кудрин, корректироваться не будет.
Министр финансов не раз говорил о том, что предпочел бы сокращение расходов росту налоговых ставок. Но пока, заботясь о дефиците, власти идут, в основном, по пути повышения налогов для бизнеса. Причем, как сам министр финансов отмечает, судя по предыдущим кризисам, проблему консолидации бюджета развитые страны решают 50/50 сокращением расходов и повышением налогов, тогда как для развивающихся стран это соотношение составляет 70 к 30. То есть реальных возможностей сократить неэффективные расходы и не зажимать бизнес для развития экономик в таких странах, как Россия, больше, чем в развитых. Но социальные расходы бюджета в России продолжают расти, причем они увеличивались во время кризиса. Как говорит Кудрин, чтобы уйти от дефицита, расходы нужно сократить на 15%. «Если учесть слова президента о том, что у нас 1 трлн рублей неэффективных расходов, что эти деньги воруются, то 15% это немного. Но если учитывать то, что нельзя сокращать пенсионные расходы, расходы на ФЦП и т.д., то это не так просто», — замечает он. Такая ирония.
Конечно, когда на горизонте выборы (как парламентские, так и главы государства), сокращать пенсии и принимать подобные непопулярные решения вряд ли кто будет. Однако, по мнению экспертов, повышение ставок на фонд оплаты труда для бизнеса в итоге может коснуться всех. «Рост нормы отчислений может оказать непосредственный негативный эффект на благосостояние простых граждан — наемных работников. В результате именно им придется „расплачиваться“ за повышение налоговой нагрузки: во-первых, за счет снижения уровней зарплат, во-вторых, за счет снижения их официальной части», — говорит Денис Дёмин. Эксперт смотрит и дальше: снижение «белых» зарплат ограничивает возможность работников получать кредиты, что создает ограничения для потребительского спроса. «Самым плохим вариантом может быть тот, при котором рост нормы отчислений не приведет к пропорциональному росту их объемов, а лишь обернется снижением доходов населения, ради которого, по идее, все новации и затевались», — заключает эксперт.

Латкина Наталия,
«Finam.ru», 26.11.2010