Жить или выживать?

А начальник управления развития предпринимательства КЭРППиТ Алексей Яковлев и вовсе заявил, что «171-фз имеет коррупционную составляющую и идет в разрез с 45-федеральным законом». «Одним словом, как ни поверни закон, слышен стон раздавленных малых предпринимателей», – горько шутит в разговоре с корреспондентом «Новостей малого бизнеса» председатель комиссии по промышленности и собственности Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Ольховский.

По мнению председателя совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова, в настоящее время все законы в стране принимаются исключительно в интересах крупных корпораций и чиновников. А поэтому ждать серьезного изменения предпринимательского климата можно только после смены политической власти. Между тем, до выборов в Государственную Думу, которые состоятся в конце следующего года, малый бизнес может просто не дожить.

Серьезный удар по малым и средним предприятиям, которые в последние годы вышли из тени, может нанести закон о повышении социальных выплат с 26 до 34 процентов с одновременной отменой единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Сегодня большинство предпринимателей платят ЕНВД, что освобождает их от уплаты НДС и страховых взносов. Повсеместный перевод на упрощенную систему налогообложения приведет к обязательной уплате и страховых взносов, и налога на добавленную стоимость. Понятно, что в такой ситуации бизнес, в лучшем случае, опять уйдет в тень.

Еще один абсурд – требование иметь оборудованные помещения для касс во всех предприятиях розничной торговли (даже в ларьках и киосках). Причем, самих кассовых аппаратов может не быть, но помещения для них иметь необходимо. По словам Ирины Ивановой, представителя собственников торгового центра «Апраксин двор», налоговая инспекция сегодня взимает штраф за отсутствие таких помещений в размере 40 000 рублей. «Я понимаю, – говорит она, – что бюджет надо наполнять, но зачем же разрешали торговать без кассовых аппаратов, если помещения для них все равно необходимо оборудовать?».

В Петербурге к сложностям, ожидающим всех российских предпринимателей, добавляется возросшая стоимость арендной платы за землю. По словам председателя правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергея Федорова, в центре города она выросла в 10 раз. К этому следует добавить новые пожарные регламенты, требующие для любого предприятия обязательного второго входа. Большинство обувных мастерских и небольших магазинов, расположившихся в подвальных помещениях и первых этажах жилых домов, просто не имеют возможности прорубить второй вход, а значит, будут закрыты.

Можно еще напомнить, что на получение разных согласований в ходе осуществления той или иной деятельности могут уйти годы (таковы регламенты, разработанные чиновниками). И если хочешь приступить к работе быстрее, то приходится платить. «Мы так сформировали наше законодательство, – подчеркивает Сергей Федоров, – в том числе, федеральное, что сегодня пройти административные барьеры и не дать деньги, невозможно».

На повестку дня выходит извечный русский вопрос «что делать?». Решение лежит на поверхности. Кто заинтересован в развитии предпринимательства? Муниципальная власть, потому что она существует на налоги от малого бизнеса. Но в Петербурге муниципальная власть, по большому счету, властью не является. «Потому что бюджеты всех 111 муниципалитетов составляют всего 1,4% городского бюджета», – подчеркивает Сергей Федоров.

Следующий его вывод: система управления в нашем городе коррупционна в принципе. «Глава района сегодня абсолютно не заинтересован в развитии малого и среднего бизнеса на своей территории, – говорит он корреспонденту «Новостей малого бизнеса». – Потому что бюджет территории зависит от того, как удастся договориться с профильным вице-губернатором, с финансовым комитетом и с губернатором. В Смольном растет развесистое дерево, он туда ходит и стрижет». Сергей Федоров привел в пример Петродворцовый район, где живет сам: «За последние четыре года бюджет района вырос в 10 раз, а количество малых предприятий практически не изменилось.

«Так зачем главе района развивать малый бизнес?», – задается вопросом Федоров. По его мнению, районные администрации следует превратить в органы местного самоуправления с сохранением системы выборов, как это было в советское время, когда городскими районами управляли райсоветы.

Согласен с Сергеем Федоровым и Алексей Третьяков. «В основе системы управления в России лежит крепостничество, – говорит он, – вертикаль власти строится на неукоснительном исполнении приказа начальства нижестоящим чиновником. И предприниматели стараются встроиться в эту вертикаль, чтобы выжить. Между тем, во всем мире малый бизнес – это основа демократического общества, общества свободных людей. И пока мы такое общество не построим, бизнес будет выживать, а не жить».

Лилиана Глазова, novostimb.ru, 27.11.2010