Машина VS малый предприниматель

«Искусственный интеллект заменит почти всех профессионалов, уверяет создатель Tesla Илон Маск. Машины смогут выполнять не только рутинную работу, но и возьмут на себя решение творческих задач. Использование роботов на производстве сократит рабочую неделю для людей до четырех, а затем и трех дней, прогнозирует российский миллиардер Юрий Мильнер.

Стоит ли людям опасаться конкуренции со стороны машин, и, если да, то как скоро? Давайте разбираться.

Первое. Автоматизация бизнес-процессов только набирает обороты. Программа-секретарь заполнит ваш календарь и подтвердит встречи. Виртуальный бухгалтер возьмет на себя подготовку отчетности. Электронный маркетолог, получив из сети данные, подготовит предложения по выводу на рынок новых товаров или услуг и так далее…

Поэтому доказывать свою эффективность по сравнению с роботами стоит готовиться не рабочим (до этого еще далеко), а «белым воротничкам»: секретарям, бухгалтерам и прочим обитателям современного офиса. К слову, гуманитарии уже сейчас испытывают сложности с поиском работы. «Экономика и управление», «бухгалтерский учет», «PR и маркетинг» традиционно пользуются спросом среди вчерашних школьников, но все меньше востребованы на рынке.

Второе. Ситуация и дальше будет только ухудшаться. Но виной этому пока не роботы, а скорость изменения рыночной среды. Для того чтобы не усугублять эту проблему, необходимо срочно реформировать систему среднего и высшего образования.

В будущих специалистах нужно развивать компетенции и базовые знания, чтобы человек мог легко интегрироваться в корпоративный социум и отвечать на вызовы изменяющейся внешней среды, меняясь вместе с ней.

Да, пока мы часто сталкиваемся с определенным консерватизмом со стороны предпринимателей. Внедрять что-то новое готовы единицы. Но в то же время отличительной чертой предпринимателей является умение считать деньги – как только экономическая выгода от автоматизации бизнеса станет очевидна, на старые рельсы его будет уже не вернуть. И тут, кстати, малые и средние компании имеют явное преимущество – они мобильнее могут реагировать на технологические изменения, большим корпорациям для внедрения чего-то нового требуется время.

В России в целом и в Петербурге в частности остро строит проблема кадрового голода по рабочим специальностям. Она актуальна уже не первый год и в 2017 году только усилится. Несмотря на высокие зарплаты (а у востребованных специалистов – монтажников, слесарей, сварщиков – они могут превышать среднерыночные значения в два и более раз, при средней по городу зарплате в 35-40 тысяч рублей, в месяц рабочие могут получать до 100 тысяч рублей), молодежь вставать к станку не торопится. А зря. Несмотря на возможную конкуренцию со стороны роботов, серьезной угрозой которая, будем честны, станет лет через двадцать, специалисты рабочих профессий без дела не останутся.

С кадровым голодом наша промышленность, малые и средние производственные предприятия, не могут справиться уже 20 лет. И если крупные компании еще готовы инвестировать в обучение и развитие персонала, то малому бизнесу далеко не всегда удается выкроить бюджет на эти нужды. Расходы на образование в кризис замораживают первыми. Не уверен, что в 2017 году петербургские компании будут готовы снова вкладываться в обучение своих сотрудников.

Специфика компаний, находящихся на ранних стадиях своих жизненных циклов (как правило, это субъекты МСП), заключается в том, что они выводят на рынок востребованный продукт или услугу, получают положительный отклик и должны резко начать наращивать производство, удовлетворяя потребности рынка. В противном случае они рискуют потерять свою потенциальную аудиторию. Для этого, в том числе, им необходимо резко увеличивать количество своих сотрудников.

При хронической нехватке ликвидности, которая является яркой чертой быстроразвивающихся компаний, естественно, возможности вкладывать средства и время в обучение персонала у них просто нет. А при условии, что профессиональных кадров на рынке – дефицит, естественно, никакого значительного роста не происходит, либо он происходит за счет сильной потери в качестве. Что, в конце концов, все равно приводит к серьезным проблемам и, как результат, к гибели компании.

Так что, пытаясь развивать МСП «полумерами», как это зачастую и происходит в нашей стране, мы не сможем добиться действительно значимых результатов.

Третье. Общемировой тренд замены ручного труда на автоматизированный во всевозможных отраслях и секторах бизнеса мог бы принести значительную пользу российской экономики в среднесрочной и перспективе. В связи с развитием современных технологий все меньше будет ручного труда, все больше люди управляют машинами. Очевидно, что с работой, не требующей творческого подхода, автоматы справляются гораздо лучше людей, но они же нуждаются в настройке, уходе и управлении.

И тут у Петербурга есть серьезное «естественное» конкурентное преимущество. Наш город – столица программистов. Мы опережаем общероссийские темпы по развитию IT-индустрии в среднем на 20%»