Маленькая вера

Как можно понять со слов главы Комитета Эльгиза Качаева, авторы программы во многом позаимствовали опыт передовиков моды – Лондона и Нью-Йорка. Таким образом, давняя мечта чиновника – превратить наш город в столицу мировой моды, все-таки воплотилась, правда, пока в виде амбициозной концепции.

Пакет «чрезвычайных мер» по реанимации отечественного легпрома предусматривает субсидирование затрат на аренду, производство, участие в шоу­румах, стажировках и бизнес-миссиях, а также организацию городских пространств для продажи вещей российского производства.

Между тем, на днях проект «Санкт-Петербург — центр моды и легкой промышленности», подготовленный экспертами КРППР совместно с коллегами из Комитета по промышленной политике и инновациям завоевал сразу три приза на конкурсе лучших региональных проектов. Как сообщили «Новостям малого бизнеса» в городской администрации, его представляли глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк и Эльгиз Качаев. Команда города на Неве под руководством вице-губернатора Сергея Мовчана выиграла сразу в трех номинациях – «Самый амбициозный проект», «Самый лучший проект» и получила главный приз конкурса. Таким образом, члены жюри единогласно поддержали идею создания в Санкт-Петербурге центра российской моды, что, не исключено, станет хорошим моральным и материальным подспорьем для программы поддержки, разработанной в КРППР.

Запад ждет швейников – российских или индийских

За последние шесть лет участники рынка несколько раз пытались оживить отечественный легпром. Правда, в 2010 году Северной столице пророчили статус всего лишь швейной столицы России. Тогда создание собственного кластера представители текстильной индустрии оценили в 360 млн рублей, при этом пятую часть средств готовы были вложить сами. Идею отложили до лучших времен.

В 2013 году эксперты разработали проект инновационной зоны «Технопарк легкой промышленности» с бизнес-инкубатором, бизнес-парком и лабораторным центром. Сегодня их замысел реализуется в городе Пикалево Ленинградской области.

Спустя год в городе реанимировали идею текстильного кластера. Под него предполагалось выделить 6 га на территории комбината имени Тельмана в Невском районе. Однако планам помешал кризис. Возможность участвовать в создании технопарка в Красносельском районе изучали и китайские предприниматели. Но прошлогодний обвал фондового рынка в Поднебесной приостановил переговоры.

В этом смысле проект Эльгиза Качаева можно считать наиболее успешным за последние годы – «первая очередь» программы помощи отечественому производителю с вероятностью 99% будет запущена в 2017 году. Ожидается, что она будет стимулировать развитие малого бизнеса в отрасли, сформирует кадровый потенциал легкой промышленности, а также создаст единую площадку для петербургских и российских дизайнеров и производителей для реализации продукции собственного производства. Все эти мероприятия лягут в основу «дорожной карты», которая будет регулироваться городским правительством.

По словам самого главы КРППР, в ближайшие три года число предприятий швейной промышленности в Санкт-Петербурге вырастет более чем с два раза (с 447 до 1 тысячи).

С 2015 года производство в сфере отечественного легпрома уже подросло на 17% – приводит данные вице-губернатор Сергей Мовчан. Следующим логичным шагом чиновник видит выход на иностранные рынки. Отметим, что ввиду ухода Китая, Запад действительно обратил внимание на петербургского производителя, выбирая между ним и индийскими пошивочниками.

Из чего состоит петербургский легпром

К месту разобраться – что же сегодня представляет собой собирательный образ «нашего производителя», под которого заточена программа помощи, какой его сегмент действительно «растет», а какой стагнирует.

Первая категория – крупные и средние петербургские предприятия в количестве 21-го. Среди них особняком стоят передовики вроде «БТК групп» (специализируется на разработке, производстве и реализации спецодежды и обуви), производитель спортивной одежды и снаряжения Red Fox Александра Глушковского и Владислава Мороза. Так же в их числе – ООО «Авангард», ЗАО «НПО СМ», ОАО «ПНК им. Кирова», ООО «НЕВА ТАФТ», ПАО «ПНК «Красная нить», ЗАО «Трибуна», ЗАО «Элиот», ЗАО «Салют».

За последние годы игроки серьезно укрепили свои позиции за счет госзаказов и запрета на импорт отдельных видов продукции по линии госзакупок (все обмундирование для армии, полиции, МЧС сегодня полностью отшивается из отечественных комплектующих) и действительно начинают выход на зарубежные рынки. Например, недавно та же «БТК групп» инвестировала более 650 миллионов рублей в модернизацию производства трикотажного полотна и заключила контракты на поставки своих тканей в Италию.

Вторая категория – малые предприятия текстильного и швейного производства. Разброс в данных об их количестве огромен – разные источники называют цифры от 328 (официальная цифра) до 1400 (показатель от участников рынка). До 90% тканей, используемых в производстве – иностранные, пошив – отечественный. Однако выйти в сегмент масс-маркета (то есть на рынок, которым теоретически пользуются 80% петербуржцев) пока получается у единиц. В эту категорию входят и модные дома со своими магазинами. Цена на их изделия варьируется. Так, например, в той же «Леди шарм» стоимость куртки составляет от 2, 5 до 8 тысяч рублей. «Дорогие изделия отшиваются из итальянских тканей на нашей базе», – объяснила корреспонденту продавец точки на Суворовском проспекте.

Любопытно, что из десяти опрошенных «Новостями малого бизнеса» предпринимателей из этого сегмента, только двое выразили желание и возможность выйти за рубеж со своей продукцией. Другие указали на жесткое законодательство Евросоюза, не проработанность внутренних законов, отсутствие ресурса для работы с таможней и желание встать «на ноги» хотя бы у себя в городе.

Условную третью категорию составляют индивидуальные дизайнеры одежды и некрупные модельеры. Именно под них сегодня КРППР пытается создать отдельную инфраструктуру, которая, как предполагается, двинет отрасль в целом.
Продукция этой категории рассчитана либо на потребителя, сторонящегося масс-маркета (все вещи выпускаются ограниченным тиражом), либо на «фешениста». По подсчетам самих экспертов, таковые из общего числа петербургских покупателей составляют примерно 20%.

За последние два года бизнес индивидуального дизайна рос взрывными темпами. В глобальном плане играет общемировая тенденция ухода от ширпотреба. А в локальном – санкции и кризис: после того, как часть игроков вещевого рынка покинула российские площадки, а оставшиеся подняли цены, индивидуальный пошив стал ненамного дороже качественных изделий массового рынка.

Сегодня в городских ТРК появилось несколько галерей для «самостийных» кутюрье. По замыслу Смольного, до 2020 года таких пространств должно стать больше, ведь аренда площадей в них будет субсидироваться за счет бюджета.

Пилотным проектом стал «Шоурум №35». Свои коллекции в Гостином дворе презентовали 32 дизайнера, которые с сентября по декабрь 2015 года продали около 700 единиц товара на сумму свыше 3 млн рублей. Как рассказали «Новостям малого бизнеса» в ЦРПП, средний чек по продажам их коллекций увеличился на 25%.

Из игроков, которые не прибегают к помощи государства, интересен развивающийся проект «ЛУГLOOK» в ТЦ «Монпансье». Год назад собственники помещения организовали здесь настоящую «коммуну» для российских дизайнеров. Сегодня на площади 800 квадратных метров работает несколько десятков мастерских и небольших магазинов с ценовым разбросом изделий – от трех до 25 тысяч рублей. Покупатель сразу же может приобрести готовую вещь или сшить ее на заказ.

Как рассказала «Новостям малого бизнеса» пиар-директор компании Алиса Фармаковская, пространство рассчитано как на дизайнеров с именем, так и на начинающих игроков рынка, которые могут взять в аренду одну вешалку и попробовать продать товар.

Итальянские лекала и корейские ткани

Год назад российский масс-маркет покинуло несколько крупных компаний, в связи с чем питерским производителям пророчили удачный «вход».

Частично прогноз сбылся: лицом к отечественному швейнику повернулся бизнес-класс, а некоторые торговые сети (например «Петербургский стиль») приросли точками по городу.

Правда, сегодня на рынке вещей общая доля российского производства занимает всего 25%. Остальные приходятся на Китай, Узбекистан, Бангладеш и Турцию.

«Российское – значит престижное», – кричали нам заголовки газет. И что сегодня? Вопросы остаются все те же. Это сырье и расценки на него. Это размеры и мощности мастерских, и, самое главное – качество машин. Галереи отечественных дизайнеров? Послушайте, да большинство их изделий сделаны по итальянским лекалам из корейских тканей. Вера в то, что наша массовая индустрия когда-нибудь встанет на ноги, совсем небольшая у нас. Маленькая эта вера», – рассказала «Новостям малого бизнеса» Алина Славина, владелица магазина импортной одежды.

«Здесь комплекс проблем и мер, – подытожила дизайнер Ия Йоц, глава собственного модного дома. – Необходимо покупать швейные и вязальные машины, ведь для того, чтобы производить их самим, нам потребуется еще 15 лет. Когда я слышу, что нами интересуется заграница, я не знаю, как это оценить. Возможно, я не понимаю масштабов, но не верю. Мне сложно найти у нас элементарное производство для шелковых блуз. Будет брак. Нет тканей, нет кнопок, высокая «таможка», за счет которой стоимость материала уже повышается на 30%. Если бы нам предоставили возможность бестаможенного ввоза материалов, то это, не исключаю, действительно создало бы преимущество и покрыло все издержки».

Недавно сотрудники КРППР провели опрос среди петербургских дизайнеров и производителей, попросив их оценить сложности, с которыми те сталкиваются на рынке. В итоге, первое место заняло отсутствие идей; второе – «дороговизна денег»; третье – административные барьеры.

«Новости малого бизнеса» расспросили на эту же тему малых игроков рынка и получили несколько иную картину.
На первое место в рейтинге обстоятельств, затрудняющих развитие бизнеса, предприниматели поставили отсутствие сырья.

Как отметили все опрошенные, за последний год качество закупаемых ими тканей сильно упало в связи с ослаблением рубля и невозможностью снизить конечную цену для потребителей. Сегодня большей частью производители закупают сырье в странах ближнего зарубежья, Корее, реже – в Турции. Из относительно доступных российских образцов наши собеседники отметили ткацкие производства Брянского и Свердловского комбинатов. Недавно ткачам из Ивановской области удалось увеличить объемы производства благодаря сотрудничеству с итальянским «Стиллини» – тот открыл в регионе свою площадку. В сентябре петербургские швейники посетили «ивановских ткачих». По итогам поездки «РСП Групп» предварительно договорились с «ивановцами» о долгосрочных договорах поставки и организации торгового представительства предприятий Ивановской области в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе.

Второе и третье место в рейтинге трудностей поделили законодательство, дефицит кадров и отсутствие оборудования.
Как серьезное препятствие малые производители оценили повышение налогооблагаемой базы и обязательную установку с 2018 года новых кассовых аппаратов. Один из собеседников сообщил нашему корреспонденту, что для оснащения такими аппаратами его магазинов потребуется 600 тысяч рублей, и в контексте текущей экономической ситуации это выглядит как когнитивный диссонанс.
С одной стороны, сегодня КРППР субсидирует понесенные предпринимателями затраты по четырем специальным программам (по состоянию на 01 сентября Комитет раздал около 55 млн рублей). С другой стороны, инициативы федерального центра сводят поддержку регионалов даже не в «ноль», а в «минус».

Яна ПЛОТНИКОВА

Комментарий:
ВИКТОРИЯ ТИШИНА, собственник торгово-производственного бренда «Ведунья»:

«Наверное, мы слишком маленькие, чтобы большие люди ломали головы о наших проблемах. Хотя сейчас на всех уровнях говорят о сегментации легкой промышленности, о стратегии развития отрасли, о порядке действий. Но давайте посмотрим на ситуацию трезво – мы ничего не достигнем, пока не перестанем подменять понятия.

По какой-то причине сложилось ошибочное и очень опасное заблуждение, будто бы производитель и дизайнер – это не просто равнозначные, но и чуть ли не взаимозаменяемые величины! Так ли это?

Производитель – это, в первую очередь, производственный бренд, который своими налоговыми отчислениями приносит деньги в государственную казну. А дизайнер – это, простите, пшик на ровном месте. Как вообще можно сравнивать индустрию и «самостийно» стоящую единицу? И если путаница происходит даже в терминологии, то что говорить о смысле? Когда на первом месте стоит «пшик», то откуда возьмется сегментация? Между тем, сегодня за счет производителя проводятся недели моды. Именно за наш счет ведутся активные компании по продвижению «самостийных» талантов, которые, как ни крути, не могут подменить собой производство. А нам (модным дизайнерским домам и производственным брендам) остается выживать, платить аренду, зарплату, вникать в себестоимость продукции. И, как ни парадоксально, обучать дизайнеров, поскольку их задумки часто несовместимы с жизнью.

Помните выражение древнеримского поэта-сатирика Ювенала: «Хлеба и зрелищ!» Так вот – хлеб все-таки на первом месте. Но мы увлеклись зрелищами, причем на голодный желудок.

Не поймите превратно – наш город работает. И швейники искренне благодарны КРППР за разработку и внедрение в жизнь программы субсидирования арендных ставок для легкой промышленности. Кстати, такая программа существует только в Санкт-Петербурге.
Но и тут возникают проблемы. Предприниматель получает субсидию постфактум, то есть за работу, которую он уже сделал. А получив ее, он должен отчитаться перед Комитетом и в течение двух лет (!) показывать рост своей компании. Это в условиях нестабильности рынка! По словам председателя КРППР Эльгиза Качаева, возможно, что показатели будут снижены на 20% для компаний, которые получили субсидию.

В апреле 2016 года «Деловая Россия» обратилась к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой увеличить финансирование по программе субсидирования арендных ставок. Город пошел навстречу предпринимателям. А затем по этой программе был отмечен низкий поток подачи заявок. Деньги еще есть, коллеги, и надо быть поактивнее!

Однако такой программой господдержки занимается только город. Если вы зайдете на сайт Минпромторга, то ничего, кроме компенсации процентов по кредитам для швейников, не увидите. К слову, это компенсируют и в Санкт-Петербурге.

И еще один момент. Сегодня модно обсуждать импортозамещение в легкой промышленности. Но как «замещаться» с нашей банковской системой? На одном дешёвом, по европейским меркам, труде – отрасль не вытянуть. Там, в Европе, есть швейники, которые существуют поболе нашего. По шкале развития европейские производители – аристократы с опытом, традициями, капиталом, работающие на двухпроцентных кредитах. Мы по сравнению с ними младенцы, которые тянут на себе кредиты под 20% годовых.

Поэтому отрасль, как никакая иная, требует целостного подхода, продуманной стратегии государства. И даже если что-то решается на уровне Санкт-Петербурга, то в общем проблемы никуда не деваются. Они остаются все теми же: отсутствие «длинных денег», высокие арендные ставки и низкий фактор покупательского доверия к российской продукции».

Наша справка:

Сегодня в Санкт-Петербурге работает порядка 2000 дизайнеров, 447 предприятий, оборот продажи одежды составляет 50 млрд рублей.

Согласно данным Комитета по промышленной политике и инновациям, предоставленным «Новостям малого бизнеса», в легкой промышленности Северной столицы на данный момент работает 13,3 тысяч человек. Из них:
– в текстильном и швейном производстве – 10,2 тыс. человек;
– в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 3,1 тыс. человек.
По результатам деятельности за январь—август 2016 года в легкой промышленности индекс производства составил:
– текстильное и швейное производство – 85,8% (в январе-июле 2016 года – 81,0%);
– производство кожи, изделий из кожи и производство обуви – 75,9% (в январе-июле 2016 года – 75,4%).
Объем отгруженной продукции в легкой промышленности составил 27 083,0 млн рублей (73,4% к январю-июлю прошлого года).