Распоряжения КИО проверят в Генпрокуратуре

Предприниматели Петербурга попросили надзорный орган провести проверку распоряжений Комитета имущественных отношений № 15-Р и № 79-Р на соответствие их Конституции РФ и положениям Гражданского Кодекса.
Речь идет о запрете так называемой «субаренды» в отношении земельных участков, переданных по договору на размещение НТО.
Напомним, что с 1 марта 2015 года в действие вступил новый Земельный кодекс РФ, а следом – региональный закон «О размещении НТО» и Распоряжение КИО № 15-Р.
Новые нормативные акты полностью поменяли правила предоставления городских земельных участков предпринимателям. Если раньше они получила их в аренду, то с 2015 года город начал отдавать землю по договору на размещение НТО.
Такие правила сделали невозможной сдачу участка в «субаренду» третьим лицам.
«В аренду сдается городская территория. Почему выигравший аукцион предприниматель будет сдавать ее другим? Город установил для себя защиту относительно использования нашего земельного участка», – сообщила экс-глава КИО Юлия Лудинова на встрече с бизнес-сообществом летом 2015 года.
Логика чиновников возмутила некоторых коммерсантов: те указали, что сдают в «субаренду» не городскую землю, а свои павильоны. Которые на этой земле временно расположены.
В продолжение истории этой весной 39 петербургских предпринимателей обратились в Общественную приемную ГСУ СКР с просьбой провести проверку Распоряжений КИО, а также в дальнейшем контролировать правомерность решений органов государственной власти в отношении НТО.
«Предприниматели построили за свой счет НТО, провели к ним коммуникации, обеспечивают их функционирование, оплачивают городу плату за пользование земельными участками. Данные лица не просто пересдают имущество города, а осуществили существенные вложения в строительство НТО. То есть получают доход от собственных вложений. Осуждение законного бизнеса со стороны государственных органов порождает в глазах граждан неправильный образ предпринимателей, формирует отрицательное к ним отношение без всяких на то оснований», – сказано в заявлении.
Также коммерсанты указывают на неправильное толкование положения п.3.2.8 формы типового договора на размещение НТО. По их мнению, согласно статьям ГК РФ при заключении договора аренды объекта торговли земельный участок под ним не становится предметом субаренды между арендатором земли и его контрагентом только лишь по факту заключения договора аренды павильона.
«Подобная форма обременения в действующем гражданском законодательстве не закреплена. Никакой взаимосвязи между сдачей части площадей павильона (движимого имущества), принадлежащего на праве собственности предпринимателю, и обременением прав на земельный участок (недвижимого имущества, на котором расположено движимое имущество, – НТО) не усматривается, – указали заявители.
Обращение было перенаправлено из Главного следственного управления СК в Прокуратуру Санкт-Петербурга. А оттуда, через вице-губернатора Михаила Мокрецова, спущено в КИО – самой Юлии Лудиновой.
Неудовлетворенные подобным «ответом» предприниматели в начале августа повторно обратились в надзорный орган – теперь уже в Генеральную прокуратуру России.
«Наше письмо было зарегистрировано, об этом мне сообщили, – рассказал «Новостям малого бизнеса» один из инициаторов обращения, Ашот Эфендиев. – Отмечу, что пока серьезного давления на рынке нет, но оно может начаться, как только закончатся договоры аренды. В этом отношении мы возлагаем большие надежды на нового председателя КИО Александра Семчукова. Хочется надеяться, что он подойдет проблеме взвешенно и с пониманием. Ведь то, что творится сейчас, никуда не годится. Большая часть времени занимает защита моего бизнеса, а не работа!»
Предприниматель недоумевает, почему город влезает в хозяйствующие дела субъекта, который добросовестно платит налоги и создает рабочие места.
«Мы построили павильон 150 квадратных метров. Провели инженерные коммуникации. Чтобы объект стал красивым, я вложил в его строительство 10 миллионов рублей! Я специализируюсь на фруктах, но под их продажу мне достаточно 20-30 метров. Излишки я сдаю под реализацию хлеба, колбасы, бакалею. И вот мне говорят: этого делать нельзя, торгуй тут сам. Но это мой павильон. Почему мне диктуют, что продавать и как это делать?» – возмущается собеседник «Новостей малого бизнеса».
Напомним, ранее чиновники утверждали, что целью запрета субаренды в первую очередь является защита малого бизнеса от более крупных структур, у которых есть возможности играючи выигрывать аукционы.
Как сообщал «Новостям малого бизнеса» глава КРППР Эльгиз Качаев, в городе появились предприниматели, в собственности у которых находится до двухсот павильонов. Якобы они и диктуют собственные расценки на рынке НТО.
Между тем, в планах КИО отсутствуют намерения пересматривать запрет «субаренды». В июне чиновники Комитета рассказали «Новостям малого бизнеса», что данная позиция была якобы выработана совместно с КРППР и едина с этим ведомством.
Отметим, что в 2016 году КИО убрал пункт из договора на размещение НТО, предусматривающий возможность переуступки прав и обязанностей, в процессе которой полностью производится замена стороны по договору (ранее это было возможно через год после заключения договора).
В договоре на размещение НТО предусмотрен запрет на совершение предпринимателем каких-либо сделок, которые могут повлечь обременения в отношении предоставленных по договору имущественных прав. В частности, передача в аренду или собственность НТО лицу, иному того, с кем заключен договор.