Евгений Никольский: «Приговорите меня, но не обвиняйте огульно»

– Евгений Владимирович, признайтесь, чувствует ли малый бизнес поддержку со стороны районной администрации?

– Мы стараемся максимально исполнять свои полномочия в части поддержки и развития малого бизнеса. У нас активно работает Общественный совет по малому предпринимательству, а его руководитель Олег Ванюков, насколько мне известно, ведет переговоры в регионах по сотрудничеству, поставкам продуктов и иных необходимых району товаров.

Губернатор постоянно требует от нас максимально поддерживать малый и средний бизнес, содействовать его развитию. Но что такое содействие? Вот пришел ко мне предприниматель, его компания развивается, нужен дополнительный земельный участок. И такой есть рядом. А глава района сегодня напрямую выделить землю не может. Наша роль заключается в ходатайствах, в обращениях в Комитет имущественных отношений (КИО).

Процедура выделения земельных участков, на мой взгляд, сегодня очень усложнена. Придумали схему размещения НТО. Между тем, малый бизнес отличается от крупного оперативностью реагирования на потребности рынка. И заранее предусмотреть размещение в том или ином месте каких-то объектов невозможно. Если появилась необходимость такового на земельном участке, который сегодня свободен и будет востребован городом не раньше, чем через 5-10 лет, почему его не передать во временное пользование предпринимателю?

Но мы должны сначала включить этот участок в Схему, которая корректируется раз в квартал. Потом в КИО будут решать, кому его отдать. На мой взгляд, процедура немножко надумана. Это лишний этап, который является барьером на пути развития бизнеса.

– Но ведь это сделано для того, чтобы избежать коррупционной составляющей при предоставлении земли…

– Мне кажется, руководителям районов следует больше доверять. У меня есть возможность анализировать деятельность предпринимателя, и я лучше знаю, кто из них более полезен в данном конкретном месте. Если у вас есть факты взяточничества с моей стороны, приговорите меня. Но не обвиняйте огульно, не связывайте руки в принятии решений. Я отвечу за них. Мне не нравится, что всех подгоняют под одну гребенку: все чиновники – коррупционеры. Это далеко не так. С другой стороны, я сторонник того, чтобы при выявлении фактов коррупции наказание было максимально строгим.

Что касается размещения НТО, то сегодня складывается следующая ситуация. Человек, получив место в КИО, не считает нужным согласовывать свое размещение с районной администрацией. КИО не контролирует, кто и как размещает объекты. А жители, если им что-то не нравится, идут к нам. Приходится посылать сотрудника администрации, чтобы проверил, в чем дело. Но предприниматель в лучшем случае на его замечания не реагирует. В худшем, заявляет, что чиновник требует взятку. Очень плохо, что районное звено исключили из процесса.

В централизованном распределении земельных участков есть еще один большой минус. Их приобретают наиболее пронырливые, имеющие свободные средства. Это так называемые рантье, которые сами ничего не производят, ничем не торгуют, а сдают государственную землю в субаренду, имея с этого неплохой доход. Сейчас правительство думает над тем, чтобы таких посредников из цепочки убрать. На мой взгляд, это паразиты на теле бизнеса. Они создают трудности для тех, кто реально работает. И мы с такими вещами сталкиваемся постоянно.

– Сейчас Минпромторг РФ продвигает закон о свободном размещении автолавок в любом месте, где может парковаться автотранспорт. Вы, как глава района, рады такому нововведению?

– К автолавкам должен быть элементарный подход. Торговый объект необходимо оборудовать минимальной инфраструктурой: урной, умывальником, туалетом. Кроме того, автолавки не должны мешать транспортному движению. Объекты, торгующие мясом или молочными продуктами, должны иметь холодильник, которому нужно электричество.

А если они запитываются от аккумулятора, то двигатель работает, выхлопные газы идут в окна первых этажей многоквартирных домов. Значит, их нельзя располагать в жилых кварталах. Свободного размещения автолавок в таком мегаполисе, как Санкт-Петербург, ни в коем случае нельзя допускать.

– В этом году к уже действующим структурам, работающим с предпринимателями, добавились Государственная инспекция и Проектный офис. Как вы считаете, они облегчат работу бизнеса?

– Мы практически никак с ними не связаны. Для нас не актуальна и работа Центра эффективности повышения госимущества (ЦПЭИГИ), здесь практически нет незаконного бизнеса. Я понимаю, что город большой и правила создаются для всех. Но, может быть, следует некоторым районам дать больше полномочий? Учитывая, что наш активно развивается, тут много зарезервированной земли. Например, по проспекту Ветеранов предполагали пустить ЛРТ. Этот проект так и не был реализован, но с предпринимателями, работавшими на полосе отвода, договора аренды расторгли. Хотя и разрешили продолжать действовать в режиме неопределенного времени.

Или участки под застройку. Они переданы в Фонд имущества для торгов. Но претендентов на них нет. А на этих участках многие годы стояли временные объекты, которые были востребованы населением. Там создавались рабочие места, предприятия платили налоги, продолжали оплачивать аренду земли по тем ставкам, которые прописывались в договорах с поправкой на инфляцию.

Сегодня приходят сотрудники ЦПЭИГИ и требуют, чтобы через три дня объекта не было. Действия этой организации не только не согласовываются с районной администрацией, но нас даже не ставят в известность. Мы узнаем об этом от предпринимателей, которые бегут к нам за защитой и, слава Богу. Стараемся им помочь сохранить бизнес.

Я считаю, что своими действиями Центр наносит двойной вред: мы теряем рабочие места, налоги и плату за пользование землей, а жители не получают нужной им услуги. Это с одной стороны. С другой, освобожденная земля не будет никем востребована, вместо прибыльного объекта появится несанкционированная свалка, и мне придется из бюджета выделять средства на содержание этого участка, косить траву, убирать. Я этого не понимаю. Уже несколько раз выходил на главу КИО и в ручном режиме решал проблему временных торговых объектов. Мне кажется, что чиновник, как и врач, должен руководствоваться принципом: не навреди.

Вот в отношении открытых автостоянок к нам даже не прислушались, ликвидировали. А это тоже малый и средний бизнес. Да, там работающих немного. Но это – и налоги, и оплата за землю. Главное, что жители района ставили на эти автостоянки свои автомобили и спокойно спали, шли на работу отдохнувшими. Теперь они пытаются воткнуть их во дворах, паркуют на газоны и платят штрафы. Полицейское начальство обеспокоено тем, что количество угонов и краж увеличилось почти в два раза, и сотрудники правоохранительных органов вынуждены искать угонщиков в ущерб другим функциям. Тут все завязано в сложный узел…

– В Петербурге есть еще одна проблема – мигранты, работающие в сфере услуг, торговле, общепите. Не всегда они оформляются законным образом. Как вы отслеживаете ситуацию с этим контингентом?

– У нас нет такой проблемы. Отследить вовлечение мигрантов в торговлю мы не можем: все проверки плановые, и любой предприниматель, зная о них, все, что может вызвать вопросы, спрячет. В том числе и незаконно оформленных работников. Мне кажется, что многое зависит от порядочности самого предпринимателя. Сегодня в городе много таких рабочих мест, на которые коренной петербуржец работать не пойдет. Предприниматель вынужден брать мигрантов, кстати, в нашем районе они работают очень хорошо, особенно в клининговых компаниях, в бытовом обслуживании.

– Какова статистика малого бизнеса по Красносельскому району?

– Я бы предложил взглянуть на нее в динамике за последние два года. На 1 января 2015 года в нашем районе действовало 14700 субъектов малого бизнеса. Спустя год их число выросло без малого на 1500 единиц. Сегодня в районе работает 7800 юридических лиц и 8357 ИП. Если в 2014 году малый бизнес Красносельского района принес в казну города 6,5 млрд руб., то в 2015 – уже 7,7 млрд руб. Конечно, большую часть составляют торговля, общественное питание и бытовые услуги. В этой сфере трудятся 6,5 тысяч предпринимателей. Но есть у нас и сельскохозяйственные предприятия (109), и строительные компании (1208), и обрабатывающее производство (1119). В сфере транспорта и связи работают 2330 субъектов МСБ, недвижимостью занимаются 2813 предпринимателей.

Есть частные образовательные и медицинские учреждения. Так что спектр предпринимательской деятельности достаточно широк.

Кстати, администрация района серьезно занимается развитием индустриальных парков и даже представляли продукцию новых производственных компаний на форуме малого бизнеса и в Центре импортозамещения.
Беседовала Лилиана ГЛАЗОВА, «Новости малого бизнеса», фото Валентина ИЛЮШИНА и с сайта karpovka.net