«Изнутри власть выглядит лучше, чем о ней думают»

– Алексей Алексеевич, в мае депутаты Законодательного собрания рассмотрели корректировку городского бюджета на 2016 год. Как вы считаете, станет ли она последней в этом году или последует еще одна осенью, после выборов?
– Полагаю, что наиболее важные для города задачи, стоящие на повестке дня, у нас получилось решить в рамках весенней корректировки бюджета. Эта корректировка получилась достаточно интересной. С одной стороны, она имеет явно выраженный социальный уклон. С другой – решает ряд задач развития в части создания новых и модернизации существующих объектов городской инфраструктуры, предусматривает расширение мер поддержки малого бизнеса.
Что касается осенней корректировки, сейчас мы большой потребности в ней не видим. Напомню, что в прошлом году основной ее причиной было внесение изменений в программу заимствований в связи с предоставлением нам бюджетного кредита из Федерации. В этом году мы тоже ведем переговоры с Министерством финансов. Если решение будет положительным, вернемся к этому вопросу.

– А какова сегодня доля малого бизнеса в доходах городского бюджета? Информация постоянно разнится, хотелось бы услышать ее из первых уст.
– Действительно, цифры могут отличаться у разных органов власти в связи с использованием различных методик расчета: Росстат ведет свою статистику, Федеральная налоговая служба (ФНС) – свою. По данным ФНС доля малого бизнеса (то есть доходов от организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы) в общей корзине доходов не очень значительная, но имеет тенденцию к росту. В 2014 году она составляла 2,9%, в 2015 выросла до 3,2%.

– Город выделяет миллионы рублей на поддержку малого предпринимательства, в том числе, на субсидирование отдельных видов деятельности. Ожидаете ли вы в связи с этим дополнительных поступлений? Или же денежные средства, прежде всего, направлены на поддержание сектора на плаву в условиях кризиса?
– Рост ожидаем. Меры, которые предпринимаются правительством Санкт-Петербурга по стимулированию малого бизнеса, дают плоды. Поддержка предпринимательства проводится разными отраслевыми комитетами.
Если говорить о Комитете финансов, то мы работаем в части предоставления разного рода налоговых льгот. Год назад был принят закон о снижении налоговой ставки по упрощенной системе налого­обложения с 10 до 7 процентов. С 1 января 2016 года вступил в силу еще один закон, предоставляющий двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Комитет имущественных отношений принимает меры по сдерживанию роста арендной платы и продлению срока рассрочки при выкупе. Мы надеемся, что эти меры приведут не только к снижению издержек предпринимателей, но и к тому, что они активизируют свою работу. Это, в свою очередь, должно увеличить поступления в бюджет города.
Кстати, уже в прошлом году доходы от спецрежимов выросли на 13%. Сейчас мы видим аналогичный рост, что свидетельствует: люди положительно реагируют на наши инициативы. Вместе с тем, стимулирующие меры мы рассматриваем не только в контексте повышения налоговых доходов, но и в контексте повышения занятости населения, самозанятости, прежде всего. В этой связи, важным шагом считаем внедрение в российскую правовую систему патентной системы налогообложения.
В ближайшее время в этой сфере нас тоже ждут определенные новшества. Сегодня на рассмотрении в Правительстве РФ находится законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, который позволит существенно упростить регистрационные процедуры для физлиц, применяющих патентную систему налогообложения, и порядок уплаты ими страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Это, безусловно, облегчит работу ИП, не привлекающим наемных работников. Также снизит их налоговую нагрузку и поспособствует выведению из «тени» физических лиц, занимающихся неофициальной предпринимательской деятельностью.

– Вы уже посчитали, сколько принесет каждый рубль городского бюджета, вложенный в субъекты малого бизнеса?
– Прямой расчет здесь невозможен. Если говорить о налоговых льготах, то каждый раз, прежде чем пойти на расширение существующих или введение новых льгот, мы делаем расчеты, чтобы определить сопутствующий эффект. В идеале этот эффект должен не только покрывать выпадающие доходы, но и создавать дополнительные поступления. Только в этом случае мы идем на послабления, ведь для нас важна бюджетная эффективность.
Субсидирование, безусловно, дает определенный экономический эффект. Но, в целом, эта мера поддержки тех предприятий, которые испытывают трудности, либо им необходим толчок для развития. Здесь бюджетная отдача поменьше. Зато мы поддерживаем занятость, стимулируем создание новых рабочих мест.

– В мае прошлого года вы упомянули, что при Комитете финансов работает постоянная группа по совершенствованию законодательства, касающегося малого бизнеса. Какие области законодательства, на ваш взгляд, нуждаются в совершенствовании?
– Думаю, что в финансовой сфере откровенных «черных дыр» нет. Вместе с тем, в рамках правоприменения всегда возникают вопросы, которые требуют обсуждения. Наша с бизнесом совместная задача – выявить эти моменты, попробовать найти взаимоприемлемые решения. В качестве примера могу привести уже упомянутую выше корректировку патентной системы налогообложения.

– На кого сейчас «ставит» город – на укрепление деловых отношений с сырьевыми и иными монополистами? На традиционных флагманов петербургской экономики – предприятия судпрома? На пищевку и сферу потребления? На предпринимателей малого и среднего уровня вне зависимости от специфики их деятельности?
– Губернатор Санкт-Петербурга не раз отмечал, что экономика нашего города достаточно диверсифицирована. Если посмотреть на поступления доходов от разных отраслей, увидим, что, примерно, в равной доле приносят доходы в казну обрабатывающая промышленность, оптово-розничная торговля, операции с недвижимостью. Нельзя сказать, что делается ставка на тех или других.
Мы стараемся в равной степени поддерживать и малый, и средний, и крупный бизнес. Мы предусмотрели льготы для малого бизнеса, об этом я уже говорил выше. Аналогичные льготы предусмотрены и для крупных предприятий. В прошлом году в Смольном поправили закон о налоговых льготах, предоставив налоговые послабления любым предпринимателям, готовым реализовывать на территории города крупные инвестиционные проекты. Речь идет о налогах на имущество, на прибыль и на землю.
Сегодня в Законодательное собрание внесен закон о льготах по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. Он направлен на стимулирование спроса, что позволит поддержать автопром, «стройку» и другие смежные отрасли промышленности. Рассчитываем, что данный законопроект будет принят до конца весенней сессии, а льготы вступят в силу задним числом – с первого апреля 2016 года. Для нас не важен размер бизнеса, важна отрасль. Правительство города определило приоритеты, и мы постоянно держим их в голове. Еще важно не просто развитие экономики, а инновационное развитие, развитие человеческого капитала и прорывных технологий.

– Финансовое здоровье кредитных учреждений, безусловно, зависит в первую очередь от действий государственного регулятора – ЦБ РФ. Вместе с тем, самочувствие хозяйствующих субъектов в Санкт-Петербурге во многом определяется доступностью кредитных ресурсов или отсутствием таковой. Как город выстраивает региональную политику в отношении с банками, чтобы обеспечить предпринимателям возможный доступ к деньгам?

– Как вы правильно отметили, контролировать и регулировать финансовые учреждения – это исключительная компетенция Центробанка. Мы же взаимодействуем с ними, прежде всего, в части размещения временного свободных бюджетных средств на депозитах. В связи с тем, что поступление и расходование бюджетных средств происходит не синхронно, у нас возникают свободные средства. В результате размещения мы имеем возможность получать дополнительный доход в городской бюджет. Данные средства размещаются в банковские депозиты посредством депозитных аукционов и торгов. Тем самым город решает две задачи: зарабатывает и одновременно пополняет краткосрочную ликвидность кредитных организаций.
В прошлом году мы разместили на депозитах 376 млрд рублей и заработали на этом 5,4 миллиарда. В этом году только за четыре месяца нами было размещено 150 млрд и заработано 2,5 млрд рублей. Цифры свидетельствуют, что есть потенциал для увеличения доходов. Но говорим мы об этом осторожно, потому что в 2015 году конъюнктура на депозитном рынке была лучше. Ключевая ставка в начале прошлого года была 17%, а сейчас она всего 11%.
В рамках действующего законодательства реально влиять на финансовые учреждения на региональном уровне мы не можем. Вместе с тем, периодически встречаемся с руководителями крупнейших банков, пытаемся убедить их в необходимости активнее использовать те или иные инструменты поддержки малого бизнеса. Как правило, они идут нам навстречу.

– Когда вы заступили на пост главы Комитета финансов, то наблюдатели оценивали Алексея Корабельникова как человека «не из системы» и прогнозировали, что он в нее не впишется. Не было ли страшно вступать в дебри государственного аппарата? Можете сегодня назвать себя человеком системы?
– Волков бояться, в лес не ходить. Когда я заступал на должность, отчетливо понимал, чем мне придется заниматься, и какая ответственность на мне будет лежать. Страхов никаких не было. Были амбициозные задачи, которые я ставил и продолжаю ставить перед собой.
Для нас принципиально важными являются три вектора развития: повышение доходов, повышение эффективности расходования бюджетных средств и оптимизация бюджетных процедур. В рамках каждого из этих направлений мы работаем достаточно плодотворно, имеются осязаемые успехи. Хотя, конечно, сохраняется масса вопросов, которые еще предстоит решать. Некоторые требуют достаточно серьезного межведомственного взаимодействия, возникает дискуссия. Мнение с коллегами может расходиться, например, по подходам к решению проблем. Но, уверяю вас, в большинстве случаев мы находим приемлемые решения и движение вперед у нас есть.

– Сложно ли было выстраивать отношения со старым закаленным чиновничеством Смольного?
– В данном случае возраст не важен. Важны настройки, которые есть у меня и у большинства коллег. Они достаточно простые: ориентированность на результат, работа на благо города и его жителей. Если коллеги держат в голове именно такие ориентиры и действуют достаточно эффективно, то мы работаем дружно. В случае если кто-то начинает от этой генеральной линии отклоняться, мы пытаемся поправить. Если не получается – расстаемся. При этом хотелось бы с гордостью отметить, что сотрудники Комитета финансов в этом смысле достаточно профессиональны и больших проблем во взаимодействии, к счастью, не возникает.

– А с другими комитетами при формировании бюджета?
– Это постоянная дискуссия. Осложняется она тем, что денег никогда не бывает достаточно. Но конфликтных ситуаций на моем опыте не было. Все мыслят трезво, и отдают себе отчет, какие направления важны, а что может подождать.
Если ко мне приходит глава района и говорит, что построили детский сад и нужны средства на оборудование, чтобы ввести его в эксплуатацию, то здесь и дискуссии никакой не может быть, нам обязательно это нужно делать. Если же просят выделить сотни миллионов рублей на ремонтные работы, то в существующих экономических условиях приходится приоритезировать. Аварийные ситуации, безусловно, подлежат ликвидации. Какие-то объекты могут и подождать.

– До прихода на госслужбу вы работали в петербургском отделении британской консалтинговой компании «Эрнст энд Янг». Что из этого опыта вам удалось привнести в нынешнюю работу в Смольном, например, в отношения с подчиненными?

– Консалтинг учит работе на результат. Ведь клиенты платят не за потраченное время, а за полученный эффект. Наверное, это основное. Среди других полезных навыков – умение работать эффективно в режиме ограниченного времени, умение правильно расставить приоритеты, умение работы в команде.

– Как выглядит мир по ту сторону «баррикад»?
– На предыдущей работе мне неплохо удалось узнать бизнес изнутри, поэтому сейчас его восприятие у меня не изменилось. Вместе с тем, я стал немного по-другому воспринимать органы власти. Существует определенный стереотип, что система управления городом, государством – громоздкая, неповоротливая, неэффективная, что все чиновники – взяточники и казнокрады. Это совсем не так.
Система государственного управления выстраивалась веками. В ней существует огромное количество инструментов, которые позволяют принимать правильные управленческие решения. Есть, конечно, и свои недостатки, с ними надо бороться. Основной недостаток – длительность принятия решений. Здесь действительно есть над чем поработать. В целом же, могу сказать, что изнутри власть выглядит лучше, чем о ней думают.

– Если не секрет – когда вы впервые заинтересовались финансами, и в каком возрасте решили связать свою жизнь с деньгами?
– В последних классах школы. Тогда рассматривал разные направления для развития. Выбрал экономику, поступил на кафедру «финансы и кредит». Теперь чем дальше, тем интереснее. Финансы настолько обширны, что их можно изучать всю жизнь, и так и не изучить до конца.

Беседовала Лилиана ГЛАЗОВА, фото предоставлено пресс-службой Комитета финансов