Коммунальный репертуар

В заведении Стаса Михайлова пока народу немного. Некоторое время назад, особенно после того как поп-звезда удосужился лично поприсутствовать на официальном открытии, люди шли сюда из любопытства. Сегодня общепит большую часть дня пустует. Однако делать выводы о востребованности этого заведения еще рано, – уверены конкуренты Михайлова, с которыми удалось поговорить «Новостям малого бизнеса».

Кстати, использование латиницы в названии объясняется просто – в городе всегда было полно своих «коммуналок» в виде кафе и ресторанов, а «иностранное» звучание вроде как выделяет из общего ряда. Правда на Невском проспекте до недавнего времени работала Kommunalka. Bar&Kitchen, но она внезапно закрылась месяц назад.

Среди петербургских «коммуналок», в которых можно поесть, самое, пожалуй, знаменитое – это арт-кафе «Коммуналка» на Кронверкском проспекте, недалеко от зоопарка. Низкие цены, ностальгический интерьер и неплохая кухня, без изысков, но качественная – благодаря всему этому туда ходят целыми семьями.

Ностальгия, надо признать, вообще излюбленная тема многих отечественных рестораторов. Ностальгировать принято в основном по Советскому Союзу. Портреты Брежнева, незамысловатые предметы быта, мебель, названия блюд, атмосфера кинофильмов и телепередач эпохи «уютного» застоя – вот типичный набор акцентов и «воспоминаний». Однако интерьеры ресторана Стаса Михайлова «образцовую» петербургскую коммуналку напоминают так же, как его песни – французский шансон. Но при этом ожидаемого перебора с роскошью, в стиле «чтоб я так жил», здесь не наблюдается.

В РЕСТОРАНЕ на проспекте Медиков прослеживается некое подобие заведений сети GinzaProject, но в зонировании пространства сильнее слышны нотки Средиземноморья. Если элементы ностальгии в чем-то и присутствуют, то только в звучащих здесь советских песнях, фотографиях киноартистов и в некоторых претензиях на задушевность.

Цены кусаются средне и более-менее соответствуют тем, что предлагают заведения сети Ginza (в меню которых, кстати, тоже немало «домашних» блюд). Сам Стас Михайлов во время открытия скорее ошибся, когда сказал, что средний чек здесь около пяти тысяч на двоих, без алкоголя. Пожалуй, что хватит и трех, если вы, конечно, не Гаргантюа.

Интересно, что Kommu­nalka вовсе не потчует своих гостей музыкальными шедеврами самого певца – в ресторане звучит обычный набор из шлягеров советского времени. Живой музыки пока нет, хотя в будущем она обещается.

Вопрос, который всегда задают рестораторы про себя и других, звучит просто: «Прогорит или не прогорит?» Проспект Медиков не самое уютное и респектабельное место на Петроградской стороне, но скорое соседство двух мощных жилищных анклавов, населенных исключительно состоятельными людьми, наверное, не даст пропасть еще одному таланту.

«На Петроградке все решают расстояние и нормальная кухня, – говорит ресторатор Игорь Соболь (Sulnce). – О ценах я не говорю, хотя, наверное, в ресторан Probka даже люди состоятельные не каждый день пойдут. Здесь нет прямой конкуренции почти нигде. 300 – 400 метров, и ты уже ведешь бизнес нормально. Возможно около станции метро «Петроградская» или на Большом проспекте схожие по ассортименту и сервису заведения могут переманивать друг у друга клиентов, но, как правило, людей хватает на всех».

Коллега Игоря Соболя – ресторатор Александр Решетов («Атлантис») уверен, что ностальгические мотивы кассу не сделают.
«Это только у GinzaProject заскок на домашнюю кухню. Типа человек должен прий­ти в ресторан и заплатить 300 рублей за домашние биточки, которые ему «мама делала». Ну да, запрет на ввоз продуктов заставил всех про русскую еду вспомнить, но упор на домашнее все равно долго не протянет. Да это и не важно. Главное, чтобы кухня была стоящая и качественная, и место на уровне», – уверен собеседник «Новостей малого бизнеса».

ПОП-ЗВЕЗДЫ в России любят вкладываться в общепит. В Петербурге есть, к примеру, рестораны принадлежащие Сергею Шнурову, Билли Новику, Кириллу Иванову и другим. А сказывается ли на успешности ресторана известность владельца? Опрошенные нами рестораторы и шеф-повара в один голос говорят, что нет.

«Без разницы, кто ресторан открыл, – уверен Игорь Холмогорский, бывший управляющий рестораном Azia. – Это не влияет на поток. Если конечно тот музыкант или певец сам там выступать не начнет. Но я такого не встречал. Люди приходят отдохнуть, посидеть, вкусно поесть. Все зависит от того, где место расположено, какая кухня, какая музыка звучит, от чека, от обстановки. Если аренда не бешеная, то вообще хорошо».

Петербургский бизнесмен, совладелец нескольких кафе и баров Константин Бартеничев (участвовал в создании таких клубов как «Артклиника» и «Грибоедов») убежден, что любое сужение музыкального репертуара в кафе или в ресторане только отпугивает посетителей: «Если кто-то открыл свой клуб или ресторан исключительно для своих поклонников, то он не может рассчитывать на постоянный поток. Ну, если Майкл Джексон не воскреснет вдруг. Хороший пример – бар «Руки вверх». То, что там играет, отпугивает часть публики еще на входе. В итоге сидят исключительно свои, кого не тошнит от песен про «восемнадцать мне уже». Музыка живая – другое дело, но она не может играть не вечером. Если формат нейтральный, никого не злит, а к качеству подход тщательный, значит, все будет хорошо».

Одним словом, судя по всему, будущее у заведения Стаса Михайлова вполне жизнеспособное. Ну, если только владелец не захочет поменять советские песни на свой собственный репертуар.
Борис КОВАРДИН, «Новости малого бизнеса»