Елена Церетели: «Совет не получает ни копейки»

– С одной стороны, вы представляете интересы бизнеса в Смольном, с другой – являетесь представителем власти в глазах предпринимателей. Не вызывает ли положение между молотом и наковальней внутреннего дискомфорта?

– Иногда я действительно нахожусь в сложном положении. Обычно в первые полчаса на личном приеме предприниматель разражается монологом на тему, как он не любит власть.

– Это у них взаимно?

– Это связано с тем, что со стороны многих чиновников до сих пор присутствует фискальный подход. Но надо помнить, что за короткий срок мы сменили одну идеологию на другую, и у верхов еще не сформировалось должного уважения к предпринимательскому сословию. Между тем, сейчас приходит новое поколение государственных служащих, у которых нет данных стереотипов.

В целом, как я вижу, в городе постепенно складывается нормальный цивилизованный диалог предпринимательского сообщества и власти. И это огромный шаг вперед, по сравнению с тем, что было даже десять лет назад.

– А ваши выступления на мероприятиях проходят предварительную цензуру в Смольном? И приходят ли вам рекомендации не заострять внимание на некоторых вопросах?

– Ни один губернатор никогда не требовал транслировать «нужные вещи». Все свои выступления я пишу сама. Не терплю импровизации, считаю, что должна досконально понимать предмет разговора и приводить только достоверные данные. Ни один из моих текстов не подвергался цензуре. Расцениваю это как доверие к нашей организации и ко мне лично.

– Елена Отарьевна, вопрос финансирования Общественного совета – популярная тема для обсуждения в кулуарах. Проходящие через вас суммы будоражат и возмущают умы. Так что же в действительности представляет собой организация с точки зрения финансово-хозяйственной деятельности и сколько городской бюджет выделяет средств на содержание посредников между предпринимателями и властью?

– Тему финансирования Общественного совета с оп­ределенной регулярностью поднимает все время один и тот же человек. Сложно сказать, с какой целью мой предшественник манипулирует цифрами и вводит в заблуждение общественность. Прежде всего, он прекрасно знает, что сам Совет не получает ни копейки – это общественная организация, созданная губернатором Санкт-Петербурга. Но су­ществует управление делами Совета – Некоммерческая организация «Фонд развития субъектов малого и сред­него предпринимательства в Санкт-Петербурге», которая проводит большую работу по заказу КРППР. И в том числе поддерживает организационно-технически сам Совет.

– О какой сумме идет речь?

– В 2015 году мы получили 32 миллиона рублей, хотя раньше сумма едва ли превышала двадцать миллионов. Сегодня львиная доля этих денег уходит в фонд оплаты сотрудников Фонда – это 28 человек – 18 районных консультантов и 10 сотрудников аппарата, включая юридическую службу. Средняя зарплата – 30 тысяч рублей в месяц. Премии выплачиваются ежеквартально, и они не превышают трех тысяч рублей. Председатели районных советов работают на общественных началах.

Другая часть бюджета – шесть миллионов рублей – уходит на оплату площадки в Ленэкспо, где мы ежегодно проводим Форум субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга. Два миллиона в год выделяются под наш проект на телеканале «Санкт-Петербург». Еще два – на журнал «Вестник предпринимателя СПб». Из этих же денег мы финансируем конкурс «Экспортер года» и еще четыре городских конкурса. Около трехсот тысяч тратим на канцелярские расходы. Служебного автомобиля у нас нет. За каждую потраченную копейку сотрудники Фонда отчитываются в КРППР ежемесячно.

– Как бы вы ответили на вопрос – что за эти бюджетные деньги получает рядовой предприниматель от Общественного совета?

– В состав нашего совета входят руководители 81 городской бизнес-ассоциации. Это позволяет своевременно получать информацию практически о любой отраслевой проблеме предпринимательства Северной столицы.

Общественные советы работают во всех районах города, в ежедневном режиме консультанты ведут прием жалоб и обращений предпринимателей на действия государственных органов. Это позволяет понимать проблемы бизнеса на низовом уровне.

Также мы занимаемся оценкой регулирующего воздействия законодательных инициатив. Один раз в квартал проводим заседания Совета с участием всех глав районов, членов городского правительства и губернатора. Основная наша задача – максимально достоверно донести до городского руководства проблемы, которые волнуют представителей малого бизнеса, и оперативно решить их.

Четвертый момент – информационная поддержка. Мы выпускаем свой журнал, делаем телевизионную передачу, содержим сайт osspb.ru. Сегодня наши полномочия и наша структура позволяют четко аккумулировать проблематику, которая существует в разных областях бизнеса и формировать повестку. Таким образом, за последние годы, понятие общественного посредника между бизнесом и властью перестало быть формальной банальностью, а стало реально работающим механизмом – среди бизнес-ассоциаций подобного профиля. Мы являемся лидером по количеству реализованных предложений бизнес-сообщества.

Поэтому первое, что получает предприниматель – эффективное лоббирование своих интересов во власти и информационную поддержку. Ну и бесплатная юридическая помощь. Штат наших юристов состоит из бывших предпринимателей, которые сами проходили то, что сейчас проходят их бывшие коллеги. Юридическую консультацию в Доме предпринимателя за год получают около полутора тысяч человек. Каждый вторник, последние восемь лет, я веду личные приемы и не перестаю удивляться, через какую полосу препятствий порой проходят коммерсанты, чтобы сохранить свой бизнес.

– Общественный совет является оператором ежегодного Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга. Вот уже много лет Форум не меняет формата и в принципе становится предсказуемым. На ваш взгляд, нуждается ли мероприятие в обновлении?

– С одной стороны, некоторые вещи у нас действительно выглядят традиционно. Например, пленарное заседание. Но ведь люди приходят на пленар, чтобы пообщаться с губернатором. Задать ему наболевшие вопросы и тут же получить на них ответы. Еще восемь лет назад я задавалась тем же вопросом – нужно ли сменить данный формат? Но со временем поняла, что именно такой формат для малого бизнеса понятен и оптимален.

Конечно, мы открыты новым вещам. Например, в этом году у нас работали стенды «Производственная кооперация», «Глобальные партнеры Санкт-Петербурга. Экспортеры Санкт-Петербурга». Но есть и наработанная схема, эффективность которой не вызывает сомнений. Перечень поручений, сформированный по итогам круглых столов, мы вносим в резолюцию форума, которая зачитывается на пленарном заседании и после Форума поступает в Смольный. А губернатор расписывает ее в виде поручений. Кстати, количество участников Форума за последние восемь лет остается неизменным. Примерно за два дня у нас проходит 4 – 4,5 тысячи предпринимателей.

– Какие задачи Общественный совет сформулировал себе на этот год?

– Все эти задачи записаны в резолюции форума. Прежде всего, мы рекомендовали правительству Петербурга рассмотреть возможность сохранения моратория на введение торгового сбора до 2017 года. Также мы рекомендовали установить единые предельные параметры для нестационарных торговых объектов площадью 400 кв. метров и высотой до 6 кв. метров; разработать специальные программы Фонду содействия кредитования малого и среднего бизнеса, выпускающих импортозамещаемую продукцию; завершить работу по инвентаризации электрических мощностей объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности.

На повестке дня стоит и множество других вопросов, которые сегодня волнуют малый бизнес. В Минпромторг мы направили целый пул предложений, одно из них касается предоставления альтернативного места в случае, если город забирает земельный участок у предпринимателя.

– Кстати, этой зимой Минпромторг предложил отменить понятие прилегающих территорий, на которых запрещено торговать спиртными напитками. Кого бы вы поддержали в этом споре?

– Как мама, я, конечно, заинтересована, чтобы в Петербурге было меньше источников, формирующих дурные наклонности детей. Но за ворохом запретительных мер, обрушившихся на малых предпринимателей, я вижу еще и хороший повод лишить коммерсантов возможности торговать доходными товарами. Для меня очевиден тот факт, что нужно снять запрет на продажу алкогольных напитков и сигаретной продукции в НТО, которые находятся удаленно от социальных учреждений.

– В предпринимательской среде сегодня популярно предположение: в кризисных условиях целью крупного бизнеса является сохранение своих доходов, поэтому сетям отдадут «на кормление» те сферы, который занимает малый бизнес. Как вы относитесь к популярным «теориям заговора» крупных сетевиков?

– Я бы не назвала это теорией заговора. Поддержка крупных и сетевых магазинов объясняется тем, что они, безусловно, обеспечивают большие поступления в бюджет. Это вполне обоснованная экономическая история, и у власти всегда есть соблазн дать преференции тем, кто принесет больше денег.

Но рост сетей необходимо регулировать. Например, как только в США в небольшие города пришли крупные сети, малая торговля там сразу же загнулась. Но включился регулятор, и она опять ожила. Другой вопрос, что сети обладают большими лоббистскими ресурсами. Например, в случае с тем же запретом на торговлю алкоголем – понятно, чьи уши торчат за этим запретом. Обладая большими ресурсами, конечно, ты имеешь возможность влиять на процесс и здесь жизненно необходима консолидация малых.

– Кстати, ваш опыт лоббистской работы вы начинали именно с крупного бизнеса?

– У меня своеобразный путь в предпринимательстве. Окончив школу журналистики, я стала редактором в газете, потом в издательстве. Затем получилось так, что я попала в одну крупную оптово-закупочную компанию Северо-Запада. Уже там родилась идея объединить несколько городских организаций.

В то время «торгаш» было клеймом. Поэтому мы пафосно назвались «Купеческим клубом». Зато объединили ведущие торговые предприятия, где в ту пору работали настоящие «зубры» советской торговли. Там был владелец «Пассажа» Валерий Зеленский, глава универмага «Московский» Анатолий Злобин. Но оказавшись в этой среде, всем стало понятно, что новые законы, по которым предпринимателям предлагалось жить, непродуманны. А некоторые вообще не обсуждаются с отраслью. Чиновники-исполнители, с которыми мы регулярно встречались, вынуждены были исполнять эти законы.

Примерно в это же время я побывала в США – было интересно посмотреть на их общественные организации, узнать законы, по которым они живут. И там я увидела их колоссальные возможности. Познакомилась с деятельностью Ротари-клубов, увидела, что они делают для своего города и для своего штата. Конечно, после всего этого я пришла в наше Законодательное собрание и сказала, что это неправильно обсуждать законы, по которым будет работать бизнес, без самого бизнеса. Наверное, это смотрелось немного по-пионерски. Так начался мой опыт лоббистской работы. Хотя это до сих пор непривычное слово в нашем лексиконе.

– А вам приходили предложения вступить в новую политическую партию под руководством Бориса Титова, и было бы вам интересно заняться политикой?

– Предложений не поступало, но было бы интересно. Несколько лет назад с Оксаной Дмитриевой мы хотели развивать партию малого предпринимательства, у нее было одноименное движение. Но потом Оксана Генриховна, как всякий увлекающийся человек, быстро перегорела. Теперь партия формируется опять – рано или поздно это должно было случиться.

– Кто из современных российских предпринимателей у вас вызывает интерес?

– Мне интересен Олег Тиньков. Он постоянно экспериментирует в бизнесе, это не может не импонировать. Сильное впечатление производил Андрей Ананов, не знаю, живет ли он сейчас в России или уехал. У него был совершенно мистический и головокружительный путь в предпринимательстве и время, конечно, поработало на его биографию. В свое время, в рамках проекта «Купеческого клуба», я даже сняла небольшой фильм об этом человеке.
Фотографии предоставлены Пресс-службой Общественного совета
Беседовала Алла СЕРОВА, «Новости малого бизнеса»