Патриотическое прикрытие

Как указывают предприниматели, объем таможенных сборов и НДС от ввоза данного вида техники в 2015 году, по сравнению с 2014, упал на сумму свыше трех миллиардов рублей. В январе 2016, по сравнению с январем 2015 года, объем ввозимой техники сократился более чем в пять раз. Теперь свою лепту в падение рынка добавил и утилизационный сбор.

Как ни странно, за последние два месяца шум был сосредоточен только вокруг прицепов и всякой мобильной внедорожной тематике типа квадроциклов и снегоходов. Хотя на самом деле проблема гораздо шире.

Еще в начале марта государственный «Росагролизинг» вдруг обнаружил, что поставщики отказываются отгружать строительные и сельскохозяйственные изделия по прежним ценам, так как утилизационный сбор неминуемо скажется на их стоимости. Речь идет о комбайнах, тракторах, самоходных кранах, самосвалах, бульдозерах весом более 50 тонн. Все эти машины подорожают не менее чем на 15%. Так, к примеру, цена трактора «Кировец К-744Р3» мощностью 390 л.с. увеличилась на 21,1% (с 7,5 млн до 9,1 млн руб.), а стоимость комбайна «Ростсельмаш» даже на 33%, до 10,1 млн рублей. Предложения с новыми ценами уже поступили «Росагролизингу», и что теперь с ними делать там просто не знают.

НЕ ЛУЧШЕ обстоит дело с продажей квадроциклов и снегоходов. Первыми пострадали дилерские центры и магазины. В Петербурге на грани разорения уже оказались несколько таких компаний.

«Под угрозой сокращения сейчас находятся свыше пяти тысяч человек в более чем 600 мотосалонах по всей России», – говорит Сергей Койнов, генеральный директор ООО «ТК АВМ-Трейд».

По его словам, сумма утилизационного сбора на квадроцикл или снегоход, импортируемый либо произведенный на территории РФ, составит: новый с объемом двигателя до 299 куб. см. – 60 тысяч рублей (коэфф. 0,4); новый с объемом двигателя 300 куб. см. – 1 500 куб. см. – 105 тысяч рублей (коэфф. 0,7).

При этом весьма удивительно, что точно такой же сбор в размере 105 тысяч рублей будет начислен на дорожный каток массой менее 4 тонн (коэфф. 0,7), а также на сельскохозяйственный колесный трактор мощностью от 60–90 л.с. (коэфф. 0,7).

ЧУТЬ БОЛЬШИЙ резонанс получили новости вокруг прицепов.

В своем обращении к главе Минпромторга петербургский бизнес-омбудсмен Александр Амбросимов отметил важную деталь: «Прицепы не содержат в себе множества технических узловых агрегатов, в связи с чем для их утилизации требуется значительно меньше трудовых и временных затрат. Наличие этих факторов объективно должно отражаться и на размере утилизационного сбора».

«В результате вступления в силу Постановления производство прицепной техники на нашем предприятии практически остановлено. Это объясняется непомерными размерами утилизационного сбора на выпуск новых прицепов и отсутствием механизма компенсации и субсидий для отечественного производителя. Отсутствие работающего и юридически закрепленного механизма субсидий на возмещение утилизационного сбора привело к резкому увеличению цены на новые прицепы и отказу заказчиков заключать договора по завышенным ценам», – констатирует генеральный директор ООО «Севзапспецмаш-Прицепы» Виктор Тюхтин.

В течение месяца со дня вступления Постановления в силу общая сумма недополученных его организацией заказов составила 42 миллиона рублей.

По словам эксперта, в 2016 году традиционное ежегодное участие завода в тендерах на поставку транспортных средств в адрес федеральных силовых структур оказалось заблокировано. Персонал отправлен в неоплачиваемые отпуска или сокращен.

Правда, в середине мая производителей прицепов максимальной допустимой массой менее 10 тонн от утилизационного сбора освободили.

Также Правительство утвердило постановление о снижении ставки взимания сбора на прицепы массой более 10 тонн.

Принятые решения позволят снизить финансовую нагрузку на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сократить расходы физических лиц, приобретающих такие прицепы для личного пользования, говорится на сайте Правительства РФ.

В тоже время Уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Абросимов считает, что Постановление Правительства N 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним...» требует дальнейшего совершенствования.

«В наших письмах в Минпромторг содержались просьбы изменить ставки утилизационного сбора в отношении не только прицепов, но и самоходных машин (квадрациклов, снегоходов и пр.) и установить сбор в зависимости от параметров и технических характеристик транспортных средств, привести их к соразмерному уровню, действующему для легковых автомобилей» – подчеркивает бизнес-омбудсмен.

К СЛОВУ, и отечественные производители, в помощь которым чиновники Минпромторга обрушили часть рынка, уже хватаются за голову. Во-первых, их техника тоже подорожает, а в условиях падения потребительского спроса резкий скачок цен совсем некстати. Во-вторых, отечественные компании, которые производят квадроциклы и снегоходы – это отверточная сборка. И работают эти предприниматели преимущественно с китайскими комплектующими.

«Наш Минпромторг кивает на Китай, мол, там таможенные барьеры подстегнули производство квадроциклов и вывели страну в лидеры. Похоже, они действительно хотели скопировать китайские барьеры, которые власти устанавливали для иностранных поставщиков в конце девяностых. Но там был такой рынок труда и такие преференции для инвесторов, что деньги сами текли в страну! В России подобных условий нет и близко! Даже такие фирмы, как «Русская механика» (предприятие в городе Рыбинске занимается сборкой снегоходов и прочей техники – РЕД), от утилизационного сбора никак не выиграют», – рассказал «Новостям малого бизнеса» Матвей Ноорт, сотрудник инженерного агентства «ПромГражданПроект».

Но откуда взялась такая упертость, ведь никаких Ротенбергов, заинтересованных в резком взлете цен, на горизонте не возникает? Среди тех, кто от правительственных новаций уже пострадал или пострадает совсем скоро, превалирует мнение, что все дело в стремлении высокопоставленных чиновников всеми силами пополнить худеющий бюджет. Действия в стиле «бери пока можно» оправдываются, потому что должности и портфели зависят от соответствующей отчетности. Возможно, потери заставят отыграть назад, но сами потери будут обязательно.
Борис СУДАКОВ, «Новости малого бизнеса»