Отпетые частники валят добросовестный бизнес?

Аварии, опоздания, невыплаты – негативные стороны грузоперевозчиков, которые наносят репутационный вред деловым партнерам и вызывают возмущение потребителей.

В середине марта генерал-лейтенант Дмитрий Миронов выступил с заявлением о необходимости запретить частное владение грузовиками. По сути, заместитель министра МВД РФ лишь повторил осеннюю идея, прозвучавшую в Правительстве России. А именно – физические лица, которых в статусе владельцев автотранспорта нанимают крупные грузоперевозчики, совершают 70% аварий с участием большегрузов и автомобилей подкатегории В (малотоннажные транспортные средства весом до 3,5 т).

Нам частники нужны…

Согласно статистике, на конец 2015 года в собственности частников находилось примерно 2,1 млн машин, предназначенных для экспедирования различных грузов. По заключению экспертов, отсутствие разграничения на грузовики для домашнего пользования и для коммерческих целей уже приводит к хаосу. К тому же частники пренебрегают тахографами, и бороться с этим ГИБДД бессильна – нет соответствующих полномочий.

Проще всего было бы объяснить заявление полицейского генерала Миронова желанием потуже «закрутить гайки». Тем более что в разных регионах России продолжаются выступления дальнобойщиков из-за внедрения системы взимания платы за проезд по федеральным трассам «Платон». Однако вопрос требуется ставить шире – огромное количество «криво оформленных» автомобилей обслуживают гипермаркеты и строительные базы, развозя товар внутри больших городов.

Достаточно заглянуть в интернет. Вот, например, сентябрьское объявление от ООО «АДВ Лоджистик», которое позиционирует себя как занимающее «прочные позиции среди лидеров» грузоперевозок. Родившись в 2012 году в Ростове-на-Дону, эта компания со временем обзавелась филиалами в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Уфе, Самаре, Воронеже, Тюмени, Твери, Калуге, Омске, Екатеринбурге, Волгограде, Рязани, Сургуте, Саратове и Казани. Общее число клиентов, судя по информации на официальном сайте, превысило 1000, в том числе такие известные строительные гипермаркеты как OBI или Leroymerlin, заметно представленные в Северной столице.

В связи с открытием очередного филиала в Набережных Челнах, компания «АДВ Лоджистик» пригласила к сотрудничеству владельцев грузовых автомобилей, пообещав им постоянную работу и стабильную зарплату. Чем временами оборачивается такое сотрудничество, можно понять из отзывов в том же интернете.

«29.12.15 13:17. Всем доброго времени суток. Меня зовут Андрей, я работаю частником от фирмы АДВ. Фирма обслуживает в Москве магазин ОБИ. АДВ постоянно задерживает зарплату, в среднем на 2 месяца и не верьте никому, если скажут что это не так. Мужики, я не знаю, как обстоят дела в Нижнем и в Питере, но в Москве…»

Тремя месяцами раньше на том же сайте появилось сообщение от Руслана: «Сейчас всех насильно загоняют открыть ИП, но расходы на ИП ничем не компенсируют». При этом его коллега Владимир в начале прошлого декабря невесело констатировал: «Не выплачивают зарплату наемным грузоперевозчикам».

Как говорится, сколько людей – столько мнений. Например, в самом ООО «АДВ Лоджистик» спешат сообщить, «что теперь каждый покупатель гипермаркета OBI сможет отслеживать маршрут движения автомобиля, выполняющего доставку его товара», а «стараниями наших специалистов уровень сервиса постоянно улучшается, что позволяет нашим клиентам высоко оценить качество предоставляемых услуг». Не будем спорить, видимо тем, кто предпочитает покупать товары в OBI, повезло гораздо больше, чем людям, которые оказались между «АДВ Лоджистик» и Leroymerlin.

Никакого прогресса?
Гипермаркеты компании Leroymerlin (для удобства приведем и то, как она звучит по-русски – «Леруа Мерлен») сегодня работают в 24 российских регионах. В ближайшие годы их число должно вырасти с 45 до 95, каждый из которых – это отдельное предприятие, самостоятельно формирующее ассортимент, цены на товары и подбирающее себе сотрудников. «Мы очень ответственно подходим к выбору партнеров и обращаем внимание на их репутацию, опыт и методы работы», – говорят в Leroymerlin.

Правда, теперь в Челябинске может пострадать репутация самой компании Leroymerlin. В феврале 2016 года сотрудник логистической компании ООО «Прогресс Север» (ADV LOGISTICS) обратился в местную прокуратуру с заявлением, обвинив своего работодателя в невыплате зарплат и нелегальном трудоустройстве, а гипермаркет – в выборе недобросовестных партнеров. Финансовые претензии Вячеслава Бузуева составляют 80 тысяч рублей. Кроме того с Leroymerlin и фирмой-грузоперевозчиком теперь будут разбираться в приемной Президента РФ.

По словам старшего помощника прокурора Ленинского района Челябинска Натальи Леготиной, проведение проверки осложняется тем, что расположенное на территории гипермаркета ООО «Прогресс Север» зарегистрировано в Ростове-на-Дону, поэтому придется обращаться за помощью к тамошним представителям надзорного ведомства.

А в Москве непонятно к кому следует адресовать претензию, которая появилась год назад в блоге для молодых мамочек. Рыжая Мышь обратилась за советом к участникам интернет-сообщества из-за обмана, совершенного при доставке мешков со строительными смесями. По ее словам, в Leroymerlin услугу по погрузке навязчиво и задорого предлагают какие-то молодые люди еще до оплаты товара на кассе. После долгих пререканий мешки перекочевали из гипермаркета в две машины (мол, в одну все не влезет). Рыжая Мышь официально заплатила по 2000 рублей за каждую и 3000 за погрузку. На следующий день к ней приехал лишь один автомобиль. На вопрос: где второй? – ответили: сломался. Кто именно в этом случае отвечал за доставку груза – сотрудники одного из подразделений «АДВ Лоджистик» или же нанятые со стороны частники? С кого спросить?

Как тут не вспомнить о недавнем заявлении генерал-лейтенанта Дмитрия Миронова?

Когда с деньгами туго
С другой стороны, в открытых источниках можно обнаружить анализ финансовой устойчивости ООО «АДВ Лоджистик». Даже в прежние, «тучные» времена (2011—2012 гг.) он далек от благоприятного. Финансовые коэффициенты свидетельствуют о том, что предприятие финансово неустойчиво и вынуждено в основном существовать на заемные денежные средства. И хотя деловая активность компании повышается, не выполняется «золотое правило экономики» – прибыль не увеличивается более высокими темпами по сравнению с ростом объема продаж, а они, свою очередь, не возрастают более высокими темпами по сравнению с увеличением ее активов. В итоге снижается уровень рентабельности и коэффициент капитализации.

Как исправить ситуацию, когда с деньгами туго? Поневоле приходится обращаться к частникам и, как следствие, разбираться в том, насколько высоко несут они репутацию крупного грузоперевозчика. Есть и обратный вопрос: готов ли их наниматель соответствовать заявленным критериям качественной работы?

Впрочем, на помощь грузоперевозчикам торопится прийти первый заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы РФ Михаил Брячак, до своего избрания занимавшийся логистическим и таможенным бизнесом в Псковской области.

Он считает предложение МВД РФ о введении запрета на частное владение грузовиками – недопустимым. «Особенно сейчас, когда в стране сложилось столь нелегкое экономическое положение, – уверен Брячак, – Машины кормят многие семьи. И это будет тяжелым ударом по семейным бюджетам. Ведь извозом занимается значительная часть населения России. В глубинке у значительной категории граждан нет другого источника дохода. На мой взгляд, это еще и удар по малому бизнесу, по тем принципам свободы предпринимательства, которые у нас провозглашены».

Беспокойство Михаила Брячака вполне объяснимо – скоро выборы. Но остается понять, в какой степени ориентируются на логистов «из глубинки» строительные гипермаркеты OBI и Leroymerlin, к которым уже успели привыкнуть, увы, разборчивые к сервису петербуржцы…
Игорь ГРОМОВ, «Новости малого бизнеса», фото со страницы в соцсети ВКонтакте и http://adv-rnd.ru