Назад в будущее?

Административные барьеры

2013 год прошел под эгидой массового закрытия ИП, однако именно в Петербурге этот процесс принял катастрофичный характер.

Настоящий инквизиторский гнев к малым предпринимателям проявили авторы общефедеральных законов о повышение отчислений в ПФР (более чем в два раза) и о введении обязательной бухгалтерии для налоговых «упрощенцев». Законодатели, понятно, хотели как лучше, и в результате уже к октябрю в стране закрылось около миллиона ИП, из них 148 тысяч пришлось на Петербург. Хотя, по мнению некоторых экспертов, бизнесмены вовсе не прекратили свою деятельность, а попросту «ушли в тень». И даже то обстоятельство, что власти уже весной осознали ошибочность своей концепции и решили поставить отчисления в ПФР от годового дохода, не компенсирует численные потери индивидуальных предпринимателей. Хотя, возможно, и остановит их переход на нелегальное положение. Появление вышеуказанных законодательных новелл удачно совпало с вступлением в силу чисто петербургского изобретения – Постановления № 1045, уникального документа, у которого так и не отыскалось аналога в России. Официально власти приводили региональное законодательство в соответствие с федеральным, при этом ввернув в постановление такое количество «мин», что принципиальности подхода администрации Георгия Полтавченко подивились даже в столице.

Ноу-хау городской администрации оказалось направлено на владельцев точек МРТ, которые, как выяснилось, на протяжении двадцати лет (а то и тридцати) лет жестко нарушали правила безопасного обращения с энергоресурсами. А именно – располагались в зонах охраняемых теплосетей. Понятно, что в условиях мегаполиса теплосетями «изрезаны» все улицы, поэтому масштабы ухода с рынка не попавших в схему размещения малых предпринимателей нам еще только предстоит оценить.

Сложно сказать, что послужило отправной точкой инновационного документа. Возможно, в ход пошли письма трудящихся с жалобами на киоски, которые мешают энергетикам вскрывать асфальт и чинить трубы, а прохожим с колясками – беспрепятственно гулять по улицам родного Петербурга. По другой версии, идею о неудачной (или наоборот, удачной) дислокации киоскеров в стены Смольного «пронесла» некая холдинговая организация, подвизавшаяся на ниве строительства крупных торговых центров. Якобы «частно-государственное партнерство» как раз и материализовалось в виде Постановления № 1045, под кодовым названием «новый подход к концепции развития малого бизнеса». Документ с беспощадностью троек ВЧК отправил в расход все «диссонирующие» объекты МРТ, коих к февралю уже насчиталось примерно 80% в центре, и 50% – в спальных районах.

Возмущенные беспределом киоскеры и депутаты угрожали городской администрации всеми страшными карами, как-то:
а) уничтожение малого бизнеса Петербурга
б) имиджем органа, при котором умерла пресса Северной столицы (поскольку 90% киосков прессы оказались в охраняемых зонах теплосетей).

Ничего у них не вышло. По крайней мере, уже летом 30% точек МРТ не нашлось места в новой Схеме размещения торговых объектов (к примеру, в Схему Центрального района было вписано всего ...восемь объектов, а предприниматели, даже имевшие на руках согласия от энергетиков, безжалостно вычеркивались из скромного списка уцелевших). Чиновники обещали не расторгать договора аренды с «лузерами», параллельно давая негласные поручения поразмыслить над схемами расторжения этих самых договоров и рассылая письма по районам с просьбами отыскать в новой Схеме «нецелесообразных». Разумеется, игра, затеянная Смольным, полностью противоречила не только здравому смыслу, но и законодательству страны. Тем не менее, развязка этой истории наступила только под Новый год, когда вице-губернатор Игорь Голиков получил представление от прокуратуры и настоятельное требование привести Схему в соответствие с федеральными законами. То есть вернуть туда всех предпринимателей, работающих по адресной программе.

В 2013 году руководитель регионального управления ФАС Александр Беляев заявил: сетевики подмяли под себя торговлю продовольственными товарами в Петербурге. «Мы констатируем высокую концентрированность торговли продовольственными товарами в сетевых магазинах, – отметил глава УФАС. – Доля крупных сетей сегодня составляет 80%, доминирующее положение занимает 5-6 из них. Этот концентрат ведет и к концентрации поставщиков. Мелкий бизнес не адекватен сетям, не в состоянии с ними справится. Местные производители боятся подавать жалобы». Примечательно, что незадолго до этого наблюдения ларьки и небольшие магазины лишились права торговать слабоалкогольными напитками.

Под занавес года Смольный изобрел архитектурно-художественный регламент для нестационарных торговых объектов. КГИОП обрадовался, а малый бизнес подсчитывает убытки от затеи. Во-первых, цена новой «коробки» может составить до миллиона рублей. Во-вторых, многие киоскеры уже прошли обновление три-четыре года назад. Но есть и еще один нюанс. Когда в прошлую эпоху «смены типа киосков» предпринимателям выдавали кадастровые паспорта, то их площадь варьировалась от 6 до 12 квадратных метров. Сегодня она ограничивается пятью с половиной метрами. Иными словами, владельцам нужно сделать новый кадастр (его стоимость варьируется от 40 тысяч рублей и выше). Другой вариант – оставить все как есть. Но тогда платить по полной – за 12 квадратных метров в соответствии с кадастром.

Преграды или помощь?

В минувшем году серьезный шаг навстречу предпринимателям сделало ОАО «Ленэнерго», введя упрощенную процедуру подтверждения мощности до 3 кВт. Правда, не все предприятия реального сектора оценили такой шаг.

В частности, на недавнем Форуме руководитель Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров озвучил реальные тарифы за подключение к сетям. Они, по его словам зашкаливают за все мыслимые пределы. Например, чтобы подключить электроэнергию для небольшого магазина или кафе с мощностью 30-50 кВт бизнесмену придется заплатить 1,0-1,5 млн рублей, а от промышленного предприятия потребуется уже от 3 до 6 млн рублей.

Вообще, коллективное бессознательное предпринимательского сообщества Петербурга сходится на том, что подключаясь и покупая электроэнергию, бизнесмен должен иметь возможность продать ее обратно монополисту или же получать ресурс уже вместе с арендованным помещением. Спор между предпринимателями и КУГИ (который не имеет желания брать на свой баланс энергосети) не прекращался в течение всего года и закончился принципиальными договоренностями в пользу первых. Осталось лишь отшлифовать технические детали, но сколько времени займет шлифовка – понятно, ответить никто не может.

Нелегалы

Примечательно, что трудности, с которыми приходится сталкиваться добросовестным предпринимателям, практически нипочем для нелегалов, которые в 2013 году окончательно обосновались в Северной столице. Летом торговыми палатками были заставлены все подходы к станциям метро «Озерки» и «Проспект Просвещения». В преддверии нового года, город превратился в подобие стихийного базара. «Мы вызываем полицию, они приезжают, увозят нарушителей, а наутро они снова стоят на своих местах. Это организованная преступность, мафия, и только команда сверху может ее искоренить», – негодует известный петербургский предприниматель Юрий Жорно. Только вот искоренять нелегалов, похоже, некому. «Они перестали бояться власти», – развел руками Эльгиз Качаев на недавнем заседании круглого стола на тему «Условия ведения малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга».

Взгляд в будущее

Теперь о том, что ожидает нас в ближайшем году. Как стало известно «Новостям малого бизнеса», в планах городской администрации – появление в Петербурге 14 новых розничных рынков. Предполагается, что восемь из них будут иметь сельскохозяйственное назначение, а шесть – универсальное, и построят их в ближайшие годы.

Через одиннадцать месяцев в Петербурге также должен появиться новый бизнес-инкубатор для государственных нужд. Под будущее учреждение хотят приспособить здание Оптико-механического лицея на Полюстровском проспекте, дом 61 «а». Его реконструкция ведется с 2010 года, однако эксперты прогнозируют, что на этот раз все будет закончено окончательно и бесповоротно уже к декабрю. Кстати, с начала года начинает работу и распиаренная Стратегия – 2030. Чиновники говорят, что основной упор будет сделан на увеличение наукоемких и инновационных производств в два раза (их сегодняшняя доля составляет 20-25%). В рамках данной стратегии планируется принять несколько программ, в том числе поддержки малого и среднего бизнеса. Пока не понятно, как это реально поможет предприятиям МСП. Как справедливо заметил предприниматель Юрий Жорно, который в этом году лишился прибыльного павильона у станции метро «Звездная»: «Интересно ли человеку, которого ведут на расстрел, слушать о счастливом будущем?»

В ближайшие несколько месяцев Госдума, скорее всего, примет законопроект, позволяющий Следственному комитету возбуждать дела по налоговым преступлениям. Президентская инициатива сильно беспокоит бизнес-сообщество и наводит на мысль о новой дубинке в руках государства. Похоже, силовики настроены серьезно. По крайней мере, по словам депутат Госдумы Рафаэля Марданшина, при обсуждении поправок в 159 статью УК РФ заместитель министра внутренних дел высказался резко против них. «Дайте любое предприятие, любого предпринимателя, и мы докажем, что это мошенники» – отрезал он. И все же некоторые правки, судя по всему, «отбить» удастся. Скорее всего, правоохранителям запретят изымать товар для следственных мероприятий – только небольшую часть. Также планируется внести изменения по ограничению срока содержания под стражей во время суда.

Из хороших новостей – в 2014 году вступит в силу патентная система налогооблажения. Теперь работающие в различных видах деятельности предприниматели вместо отчисления налогов смогут купить патент (в том числе и на несколько месяцев в случае сезонной торговли) и платить фиксированную сумму. Разумеется, при всей привлекательности перспективы, здесь есть реальный риск прогореть (в случае, если прибыль окажется гораздо меньше ожидаемой). Можно, напротив, остаться и в выигрыше (если доход превзойдет ожидания).
Кроме того, с января ИП смогут войти в систему страхования вкладов: предполагается, что им будут возмещать вклады как рядовым гражданам. Что при нынешней ситуации в банковском секторе, возможно, позволит кому-то вытащить часть своих средств на волю. Зато с 1 июля банки будут обязаны сообщать об открытии счетов физическими лицами, что в первую очередь затронет те же ИП.

В 2014 году ожидается частичное снижение административных барьеров за счет общественной экспертизы, которую теперь должны будут проходить все документы так или иначе связанные с малым бизнесом. Также очень скоро в Петербурге вступят поправки, снимающие запрет на выкуп субъектами малого и среднего бизнеса городских объектов в пределах главных магистралей. Сегодня в этот перечень входит 2,8 тысяч объектов и, говорят, что под конец года в Смольном писали все-таки региональные ограничения для выкупа. Предоставить журналистам список этих ограничений КУГИ не смог, то ли за неимением оного, то ли за его двусмысленностью.

По всей видимости, о тех объектах, которые государство не выпустит из-под своего контроля, мы узнаем совсем скоро. Теоретически выкупить помещения арендаторы смогут при условии своей добросовестности (регулярная арендная плата пять и более лет) и наличии в течение такого же срока помещения в перечне. Заявление на выкуп предприниматели могут подать до 1 июля 2015 года. Впрочем, критики уверены, что Смольный просто так не сдастся. Ведь исключительное право на оценку городских объектов принадлежит СПб ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости». Следовательно, самые главные баталии впереди.

Алла СЕРОВА, «Новости малого бизнеса»